Сегодня в погоне за достойной жизнью из атмосферы семьи все чаще уходит любовь, жалость, забота о ближнем. На первый план выходит безудержное стремление исключительно к материальным благам, что в православии называется одним словом гордыня. Вот как усмирить ее на благо семьи и общества, сегодня размышляет председатель Комиссии МГД по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь ЕЛЕФЕРЕНКО (фракция "Единая Россия")
Внимательно наблюдая за ходом истории человечества, невозможно не заметить, что разрушению всякой государственной системы предшествовало разрушение нравственных устоев общества. Целые общественные формации гибли, когда нравственная деградация получала социальное признание. С разложением морали наступал закат культуры того или иного общества.
Одной из основных мишеней дьявола еще с давних пор является семья. Выдающиеся деятели разных эпох уделяли большое внимание институту семьи и брака, подчеркивая его роль в нравственном здоровье общества. Однако в начале XXI века институт брака подвергается активным нападкам с разных сторон.
Против него ведутся сильные атаки со стороны левых философов, которые призывают к утопическому раю с абсолютной сексуальной свободой. Феминистки и представители так называемых сексуальных меньшинств также подвергают сомнению необходимость этого института. Предлагаются и рекламируются новые формы групповые браки, обмен партнерами, коммуны.
Сегодня стало очень модным вступать в так называемые гражданские браки, когда партнеры не утруждают себя тем, чтобы официально зарегистрировать свои отношения. Хотя правильнее все-таки гражданским браком считать официальный брак со всеми вытекающими юридическими, социальными и гуманистическими последствиями. С обязанностями воспроизводить и воспитывать детей, выполнять главное предначертание человека, пришедшего в этот мир.
Нынче мы пожинаем плоды либеральной революции, которая случилась в нашей стране пятнадцать лет назад. Все началось с известной фразы "Не запрещено все, что разрешено". В результате, оказавшись в начале пути демократического развития, мы одновременно очутились, как ни прискорбно, на краю демографической ямы, за которой распад страны и потеря государственности.
Прекрасно осознавая это, президент предложил нации программу, позволяющую хоть как-то сдержать человеческую убыль. Однако выплачивание крупных пособий по рождению второго ребенка не в состоянии полностью решить демографическую проблему. Она может и должна решиться в семье с высоконравственными устоями. Ибо ребенок, рожденный в скверне, скверну продолжит и в своей взрослой жизни.
Но я верю, что все гнусные изобретения больной человеческой морали рано или поздно потерпят крах. Путь к счастливому гармоничному браку один. Он давно установлен Богом. Поэтому церковь считает себя ответственной за твердую позицию в вопросах семьи и брака.
В последние десятилетия зарождается иной тип семьи, в которой стратегическое отношение определяется не родством, как в патриархальной семье, и не родительством. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. В постсовременной семье вырабатывается автономия супругов. Интересы каждого из супругов шире семейных, а круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества.
Проводимые в девяностые годы в обществе реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Произошла резкая дифференциация дохода семей, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются нравственные и этические нормы, уходят годами закладывающиеся традиции.
Обращали ли вы внимание, что в семьях с наиболее высоким и стабильным достатком для воспитания детей нанимают нянь, воспитателей и т.д. Но ведь там часто бывают еще довольно бодрые дедушки и бабушки, но их почему-то не допускают к воспитанию внуков. А как было бы полезно для подрастающего поколения жить в обстановке родового гнезда. Ведь никакая няня даже с высшим образованием не расскажет историю семьи, не воспитает в маленьком человечке гордость за собственную фамилию.
Сейчас немало делается, чтобы в стране стало как можно меньше детских домов. И это правильно: дети должны расти и воспитываться согретые семьей. Должно стать модным в обществе брать сирот на воспитание. Это одна сторона медали. Но мы многое теряем в нравственном воспитании и оттого, что наши старики становятся все чаще не нужными не только обществу, но и детям, в том числе и весьма обеспеченным. Мы привыкли кивать на государство. Что, мол, оно не может платить пенсионерам достойную пенсию. Так-то оно так. А много ли успешных детей приплачивают своим старикам?
И тут тоже было бы высокоморальным сделать так, чтобы у нас и старики не прозябали по домам ветеранов. Вспомните "Тихий Дон". Где доживал свой век старик Мелехов? Да не просто доживал, а до последних дней крепкой рукой управлял своим родом. Это уж революция изломала жизнь ему и его семье. А в результате и всему государству Российскому.
И тут сам собой напрашивается несложный вывод. Сердцевина семьи, ее душа в тех устоях, которые она несет в себе. Которые, повторюсь, несут только ей присущий рисунок. И все они такие разные, поэтому и создается разноплановая и широкомасштабная картина всего общества. Она будет тем ярче и привлекательнее, чем больше радости будет в каждой отдельно взятой семье.
P.S. B минувший вторник состоялось очередное заседание правительства Москвы, на котором столичный мэр выступил с новыми важными инициативами в рамках выполнения национальной программы по проблемам демографии. Он . Это позволит решить проблему сохранения здоровья ребенка, даст возможность возродить традицию воспитания ребенка в семье и таким образом будет способствовать восстановлению подзабытых семейных ценностей.
14.09.2006
Источник: Тверская 13