Спор между теми в Америке, кто безоговорочно согласен с этим суждением, и теми, кто оспаривает его, сердцевина национального раскола страны, антагонисты в котором яростно отстаивают свои позиции. Совсем недавно, в 2003 году, верховный судья штата Алабама Рой Мур воздвиг во дворе Верховного суда штата двухтонную стелу, на которой высечены Десять заповедей. Страна и ее политическая система по этому поводу раскололась надвое.
Одна половина евангелисты с великим энтузиазмом восприняла божественный текст в государственном учреждении; они ссылаются на традиции отцов-основателей, на утверждение, что вся политическая система Соединенных Штатов покоится на основании иудеохристианских ценностей, на Библии. Не население некой части континента, а совокупность людей, разделяющих одинаковые ценности, являет собой американскую нацию. Лишь общая идентичность и общий проект будущего сохранят целостность страны и гарантируют ее уникальное лидирующее положение.
Вторая половина секуляристы считает, что выбор тех или иных ценностей дело совести и ума каждого гражданина и этот выбор никоим образом не зависит от правительства, которое начиная с отцов-основателей мудро видело, что ценности (по определению разные) разделяют, а не сплачивают людей, население страны. Секуляристы обратились к наследию Джефферсона и Медисона: символы религии частное дело граждан, они не должны касаться правительственной системы США. Это отстояние государства на протяжении 230 лет способствовало, а не препятствовало территориальной и прочей экспансии американского государства, Секуляристы решительно отказываются видеть Десять заповедей поданными так, словно это вердикт Верховного суда Алабамы.
В этой "самой верующей нации" со всей очевидностью проявился идейный, психологический, политический раскол, грозящий расколом страны. Четыре пятых евангелистов голосовали за Джорджа Буша-младшего в 2000 и 2004 годах. Секуляристы в обоих случаях отдали свой голос соответственно Гору и Керри. Главными назвали моральные ценности 18 процентов сторонников Керри и 80 процентов сторонников Буша. Признак относительно прост: чем чаще американец ходит в церковь, тем более вероятно то, что он сторонник Буша.
Спор идет не о том, чей бог прав, а по вопросу роли веры в американской системе управления. Проблема однополых браков, использования стволовых клеток, абортов, эвтаназии, смертной казни, по мнению одной половины американцев, должна решаться мнением правительственной системы, а по мнению другой части американцев без участия юридически-силовой структуры государства. Тот же вопрос встает, когда речь заходит о том, следует ли государству финансово помогать религиозным школам, являются ли слова "по воле Бога" в государственной официальной клятве признанием религии как основы государства.
Это вопрос исключительной важности, от его решения зависит целостность американского государства, готовность или неготовность Соединенных Штатов сплоченно проводить устойчивый политический курс в мире. Ведь речь, что ни говори, идет о взаимоисключающих подходах.
И если обратиться к отцам-основателям, то нетрудно увидеть, что во времена становления, во времена революции и создания американских государственных институтов верил народ, а правящие вожди-философы были атеистами. Но эти атеисты, блестящее поколение мыслителей, со всей ясностью видели, что религия самый удобный инструмент скрепления социальной покорности. В те годы великий английский историк Эдуард Гиббон лучше и красноречивее всех так оценил Римскую империю: "Различные формы поклонений воспринимались народом как одинаково верные; философы воспринимали их как одинаково ложные; правители смотрели на них как на одинаково полезные". Гиббон говорил о Риме, но все современники достаточно ясно понимали, что он говорит о современности.
Америка нация, как полагают современные американские исследователи, "разделенная Богом. Хотя все мы верим в религиозную свободу и почти никто не жаждет официально установленной религии, мы не можем прийти к согласию относительно вопроса, какими должны быть отношения между религией и правительством".
Ни секуляризм, ни евангелизм две ведущие попытки сплотить американцев на фоне колоссальной религиозной разобщенности, подталкиваемой прибытием в Америку мусульман, индуистов и буддистов, не дали убедительных результатов. Конфликт на наших глазах переходит в политическую и конституционную сферы. Рассуждая о потере евангелистами своих позиций, американцы начинают говорить о новой гражданской войне. Речь идет о самом глубоком расколе, временная победа одной из сторон не принесет решения проблемы в этой схизме ввиду чрезвычайной потребности в национальном единстве на фоне растущего религиозного разнообразия.
20.09.2006
Источник: Литературная газета