Я сердцем болел за наших, пока комментатор не стал гнать патриотическую волну. Когда его восторженность приняла вид пенящегося гребня, я почти возненавидел отчизну. Знаю, что неправильно обижаться на бога за то, что дурак, молясь ему, лоб расшибает.
Патриотизм чувство интимное и сердечное даже в тех случаях, когда его проявление принимает коллективный характер. Простая ситуация: на стадионе в момент триумфа твоей команды, ты можешь от избытка эмоций обняться с незнакомым человеком, не задаваясь вопросом, кто он, что он? А может, он глуп, груб, алкаш, наркоман, маму не любит, жене изменяет, детей бросил, государственные секреты продает иностранной разведке?.. Но в этот момент для тебя нет дела до его прошлого, каким бы оно ни было, а ему нет дела до подробностей твоей биографии. Мы оба живем только настоящей минутой нашей общей гордости. Мы ею пьяны до бесчувствия.
Но вот беда: мы можем статься пьяными до безумия от неудачи, от обиды и тогда кинемся громить все и вся. Тогда памятное безумство толпы фанатов в центре Москвы, тогда Кондопога, тогда слепая ненависть, которая, оказывается, стоит слепой любви.
Тогда же беснование мусульманских толп по поводу ли датских карикатур, или папского высказывания.
Папа, проповедуя религиозную толерантность, которую выстрадали верующие земного мира, всего-то и позволил себе процитировать соображение византийского императора Мануила II Палеолога, жившего в XIV, о роли насилия в продвижении веры Мохаммедом. Папе хотелось сказать о гуманистическом прогрессе религиозной практики, включая и практику мусульманского вероучения.
А чем ответил на это мусульманский мир?
Яростью улицы и угрозами радикальных экстремистов "убить понтифика", "перерезать горло христианам", "разбить крест" и поставить всех людей перед выбором: "принять ислам или умереть".
Папе хотелось поведать миру, как человечество далеко ушло от средневековья. А человечество ему возразило в такой категорической форме, что впору засомневаться в правоте римского первосвященника.
Забавнее всего, что мусульманские фундаменталисты так яростно, кинувшись на Папу, этим самым и подтвердили верность неверного древнего суждения об агрессивной склонности своего вероучения.
Патриотизм первобытное и в этом смысле дикое чувство. Оно за столетия цивилизации прошло длинный путь гуманизации и утилизации как политической, так и коммерческой.
Оно дробилось и ветвилось. Есть национальный патриотизм, а есть региональный, местечковый, государственный, идеологический, классовый, конфессиональный, корпоративный патриотизмы.
Есть даже половой патриотизм "феминизмом" называется. Или напротив: "мужским шовинизмом".
Оно расширялось: и тогда звалось "космополитизмом". Оно до того утончалось, что подразумевало не только гордость за историю своего отечества, но и жалость, и сострадание к ней. Об этом в свое время говорил Дмитрий Лихачев.
Оно упрощалось и в этом случае откликалось на пароль "национализм". Оно обесчеловечивалось, приобретало звериный оскал и потому именовалось "фашизмом".
Еще в эпоху просвещения казалось, что человечество постепенно изживает варварство, и дело идет к тому, что через век-другой его окончательно одолеет.
Еще в прошлом веке мы думали, что фашизм это последнее препятствие на пути к глобальному потеплению в отношениях между народами, культурами и конфессиями. Еще сравнительно недавно мы были уверены, что все государственные границы вскорости станут чистой условностью, чем-то реликтовым, как полуразрушенная Великая китайская стена.
Но тут явился терроризм еще одна дикая мутация все того же патриотизма, и госграницы налились мускулами. И отчуждение между популяциями и культурами обрело второе дыхание.
Наверное, наше глубокое заблуждение, что варварство может быть побеждено однажды и навсегда. Наверное, терроризм, опять же не последнее слово стихии язычества. Не исключено что-нибудь вроде неоязычества.
Впору признать, что в человечьем общежитии действует закон сохранения энергии варварства. Она никуда не исчезает просто переходит из одного вида в другой. А мы никак не можем примириться с мыслью, что нам с ней жить вечно.
Варварство и цивилизация те параллельные линии, которые то и дело пересекаются. Сколько бы мы ни преодолевали земную гравитацию, отменить ее, тем не менее, не в наших силах. Нам ее приходится учитывать, особенно в тот момент, когда ее преодолеваем.
Дикий, первобытный патриотизм неодолим в принципе, но это не значит, что мы не должны пытаться его цивилизовать.
...Под впечатлением последних варварских эксцессов в мире и на Родине я уж совсем было отчаялся. Но тут двумя днями раньше довелось посмотреть по телевизору документальное повествование Светланы Сорокиной "Русские".
Название вызывающе обобщенное, а героев повествования всего лишь трое. Это питерская звезда парижского кабаре "Мулен Руж" Юлия Смирнова, девяностолетняя учительница математики в Тунисе Анастасия Ширинская и русский боксер, чемпион мира по нескольким версиям Константин Дзю, национальный герой Австралии.
Каждая история вполне конкретна, обусловлена рядом исторических и просто житейских обстоятельств, но, сложенные вместе, они заметно расширяют и углубляют затертое искореженное пропагандистами и профессиональными патриотами массовое представление о патриотизме.
Анастасия Ширинская, дочь русского морского офицера, эмигрировавшего в 20-ом от большевиков, осталась русской в Тунисе и сумела отделить презрение и ненависть к совдепии от любви и нежности к России. Сорокина нашла верные слова про эмигрантов той волны: "Враги их врагов не стали их друзьями".
Любовь и нежность русской учительницы математики в тунисской школе к далекой от нее Родине были ее личным повседневным подвигом, совершаемым не во имя кого-то или чего-то, а просто из самоуважения.
Юлия Смирнова, выпускница питерского хореографического училища, нашла работу в Париже, а ее дом по прежнему Россия. Как человек, повзрослев, покидает ставшую тесной для него отчую деревню или отчий город, так она покинула отчую страну.
Костя Дзю, который стал, что называется, гражданином мира, говорит о себе, что его дом Австралия, а Россия для него как была, так и осталась Родиной. Причем, связь с ней подсознательна и, стало быть, первобытна, иррациональна. Она у него в подкорке. Русская сборная, кажется, по водному поло, играла с Австралией, в сборной которой у него, у Кости, была масса друзей. И вдруг он себя поймал на мысли. Нет на чувстве, что болеет всей душой за команду России, где у него не было ни то, чтобы приятеля, но и просто знакомого.
Косте и Юлии, в отличие от Анастасии, не приходится выбирать: Родина или Дом? Работа или Родина? Уже хорошо. Уже прогресс.
Будем надеяться, что ни нам, ни нашим детям не придется решать, как двум американским журналистам: смерть или ислам?
Пастернак в "Живаго" задался вопросом, что значит мысль: в царстве Божием нет ни эллина, ни иудея? Только ли то, что перед Богом все народы равны? Не значит ли она, что в царстве Божиим нет народов, а есть личности?
Если так, то не значит ли, что сам Живаго (и мы с ним) живем в таком царстве, в котором нет места личностям и в котором могут обитать только народы? Недаром же со всех сторон то и дело слышишь: "Мы нация, мы народ!".
В том и сложность, что мы уже живем в таком мире, где оба царства сосуществуют параллельно. А параллели эти то и дело пересекаются. И едва ли не каждый раз при этом фанатичная любовь к отеческим гробам взрывается ненавистью к чужеродным лицам.
Источник: РИА Новости