ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

От любви до ненависти к Родине один шаг

Юрий Богомолов :: 20 сентября 2006

Я сердцем болел за наших, пока комментатор не стал гнать патриотическую волну. Когда его восторженность приняла вид пенящегося гребня, я почти возненавидел отчизну. Знаю, что неправильно обижаться на бога за то, что дурак, молясь ему, лоб расшибает.

Патриотизм – чувство интимное и сердечное даже в тех случаях, когда его проявление принимает коллективный характер. Простая ситуация: на стадионе в момент триумфа твоей команды, ты можешь от избытка эмоций обняться с незнакомым человеком, не задаваясь вопросом, кто он, что он? А может, он глуп, груб, алкаш, наркоман, маму не любит, жене изменяет, детей бросил, государственные секреты продает иностранной разведке?.. Но в этот момент для тебя нет дела до его прошлого, каким бы оно ни было, а ему нет дела до подробностей твоей биографии. Мы оба живем только настоящей минутой нашей общей гордости. Мы ею пьяны до бесчувствия.

Но вот беда: мы можем статься пьяными до безумия от неудачи, от обиды и тогда кинемся громить все и вся. Тогда – памятное безумство толпы фанатов в центре Москвы, тогда – Кондопога, тогда – слепая ненависть, которая, оказывается, стоит слепой любви.

Тогда же – беснование мусульманских толп по поводу ли датских карикатур, или папского высказывания.

Папа, проповедуя религиозную толерантность, которую выстрадали верующие земного мира, всего-то и позволил себе процитировать соображение византийского императора Мануила II Палеолога, жившего в XIV, о роли насилия в продвижении веры Мохаммедом. Папе хотелось сказать о гуманистическом прогрессе религиозной практики, включая и практику мусульманского вероучения.

А чем ответил на это мусульманский мир?

Яростью улицы и угрозами радикальных экстремистов "убить понтифика", "перерезать горло христианам", "разбить крест" и поставить всех людей перед выбором: "принять ислам или умереть".

Папе хотелось поведать миру, как человечество далеко ушло от средневековья. А человечество ему возразило в такой категорической форме, что впору засомневаться в правоте римского первосвященника.

Забавнее всего, что мусульманские фундаменталисты так яростно, кинувшись на Папу, этим самым и подтвердили верность неверного древнего суждения об агрессивной склонности своего вероучения.

Патриотизм – первобытное и в этом смысле дикое чувство. Оно за столетия цивилизации прошло длинный путь гуманизации и утилизации как политической, так и коммерческой.

Оно дробилось и ветвилось. Есть национальный патриотизм, а есть региональный, местечковый, государственный, идеологический, классовый, конфессиональный, корпоративный патриотизмы.

Есть даже половой патриотизм – "феминизмом" называется. Или напротив: "мужским шовинизмом".

Оно расширялось: и тогда звалось "космополитизмом". Оно до того утончалось, что подразумевало не только гордость за историю своего отечества, но и жалость, и сострадание к ней. Об этом в свое время говорил Дмитрий Лихачев.

Оно упрощалось и в этом случае откликалось на пароль "национализм". Оно обесчеловечивалось, приобретало звериный оскал и потому именовалось "фашизмом".

Еще в эпоху просвещения казалось, что человечество постепенно изживает варварство, и дело идет к тому, что через век-другой его окончательно одолеет.

Еще в прошлом веке мы думали, что фашизм – это последнее препятствие на пути к глобальному потеплению в отношениях между народами, культурами и конфессиями. Еще сравнительно недавно мы были уверены, что все государственные границы вскорости станут чистой условностью, чем-то реликтовым, как полуразрушенная Великая китайская стена.

Но тут явился терроризм – еще одна дикая мутация все того же патриотизма, и госграницы налились мускулами. И отчуждение между популяциями и культурами обрело второе дыхание.

Наверное, наше глубокое заблуждение, что варварство может быть побеждено однажды и навсегда. Наверное, терроризм, опять же – не последнее слово стихии язычества. Не исключено что-нибудь вроде неоязычества.

Впору признать, что в человечьем общежитии действует закон сохранения энергии варварства. Она никуда не исчезает – просто переходит из одного вида в другой. А мы никак не можем примириться с мыслью, что нам с ней жить вечно.

Варварство и цивилизация – те параллельные линии, которые то и дело пересекаются. Сколько бы мы ни преодолевали земную гравитацию, отменить ее, тем не менее, не в наших силах. Нам ее приходится учитывать, особенно в тот момент, когда ее преодолеваем.

Дикий, первобытный патриотизм неодолим в принципе, но это не значит, что мы не должны пытаться его цивилизовать.

...Под впечатлением последних варварских эксцессов в мире и на Родине я уж совсем было отчаялся. Но тут двумя днями раньше довелось посмотреть по телевизору документальное повествование Светланы Сорокиной "Русские".

Название вызывающе обобщенное, а героев повествования всего лишь трое. Это питерская звезда парижского кабаре "Мулен Руж" Юлия Смирнова, девяностолетняя учительница математики в Тунисе Анастасия Ширинская и русский боксер, чемпион мира по нескольким версиям Константин Дзю, национальный герой Австралии.

Каждая история вполне конкретна, обусловлена рядом исторических и просто житейских обстоятельств, но, сложенные вместе, они заметно расширяют и углубляют затертое искореженное пропагандистами и профессиональными патриотами массовое представление о патриотизме.

Анастасия Ширинская, дочь русского морского офицера, эмигрировавшего в 20-ом от большевиков, осталась русской в Тунисе и сумела отделить презрение и ненависть к совдепии от любви и нежности к России. Сорокина нашла верные слова про эмигрантов той волны: "Враги их врагов не стали их друзьями".

Любовь и нежность русской учительницы математики в тунисской школе к далекой от нее Родине были ее личным повседневным подвигом, совершаемым не во имя кого-то или чего-то, а просто из самоуважения.

Юлия Смирнова, выпускница питерского хореографического училища, нашла работу в Париже, а ее дом по прежнему – Россия. Как человек, повзрослев, покидает ставшую тесной для него отчую деревню или отчий город, так она покинула отчую страну.

Костя Дзю, который стал, что называется, гражданином мира, говорит о себе, что его дом – Австралия, а Россия для него как была, так и осталась Родиной. Причем, связь с ней подсознательна и, стало быть, первобытна, иррациональна. Она у него в подкорке. Русская сборная, кажется, по водному поло, играла с Австралией, в сборной которой у него, у Кости, была масса друзей. И вдруг он себя поймал на мысли. Нет – на чувстве, что болеет всей душой за команду России, где у него не было ни то, чтобы приятеля, но и просто знакомого.

Косте и Юлии, в отличие от Анастасии, не приходится выбирать: Родина или Дом? Работа или Родина? Уже хорошо. Уже прогресс.

Будем надеяться, что ни нам, ни нашим детям не придется решать, как двум американским журналистам: смерть или ислам?

Пастернак в "Живаго" задался вопросом, что значит мысль: в царстве Божием нет ни эллина, ни иудея? Только ли то, что перед Богом все народы равны? Не значит ли она, что в царстве Божиим нет народов, а есть личности?

Если так, то не значит ли, что сам Живаго (и мы с ним) живем в таком царстве, в котором нет места личностям и в котором могут обитать только народы? Недаром же со всех сторон то и дело слышишь: "Мы – нация, мы народ!".

В том и сложность, что мы уже живем в таком мире, где оба царства сосуществуют параллельно. А параллели эти то и дело пересекаются. И едва ли не каждый раз при этом фанатичная любовь к отеческим гробам взрывается ненавистью к чужеродным лицам.

Источник: РИА Новости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама