ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Феномен целительства

Психологический портрет целителей и их пациентов

20 сентября 2006

Почему так много людей обращается к целителям при, казалось бы, очевидной абсурдности их приемов диагностики и лечения? Каково психическое состояние самих целителей? На эти вопросы отвечала в своем исследовании "Социокультуральный анализ феномена целителей-экстрасенсов" доктор медицинских наук, заведующая кафедрой социальной работы и практической психологии Академии труда и социальных отношений (Киев) Елена Карагодина.

Обобщенный психологический портрет целителя выглядит так: это человек средних лет, среднего образования, имеющий в прошлом драматический опыт жизненных утрат, травмирующих переживаний или событий. Это могли быть болезнь или утрата близких, собственное тяжелое заболевание, в том числе психическое, утрата жизненных ориентиров, другие кризисные явления. Но человек находил выход из тяжелой жизненной ситуации и стремился поделиться своим опытом с окружающими. Он энергичен, деятелен и называет себя верующим, хотя только половина из обследованных относит себя к определенной религиозной конфессии.

Пациенты целителей тоже имеют типичные черты. Это люди, страдающие хроническими или тяжелыми неизлечимыми заболеваниями либо маскированной депрессией и неудовлетворенные оказанной им медицинской помощью. Мировоззренческая позиция человека имеет огромное значение для положительной или отрицательной оценки результата такого лечения. Если целитель и пациент сходятся в своих взглядах на природу болезни, если сам человек верит, что причиной болезни послужил "сглаз" или "порча", то он, скорее всего, будет удовлетворен результатом общения с экстрасенсом.

Нужно отметить, что экстрасенсорные целители, как правило, не оперируют диагностическими понятиями, которые используют врачи. Их заключение может быть сформулировано как "порча", "действие энергетического вампира", "энергетическая дыра" или "кармическое наказание". Как здесь судить об адекватности или ошибочности диагноза? Если ориентироваться на мнения пациентов, то, судя по данным анкетирования, которое провели киевские исследователи, у большинства из них после лечения самочувствие улучшилось.

Целители утверждают, что получают информацию о состоянии пациентов в виде определенных ощущений – тактильных, зрительных или слуховых. Во время диагностических и лечебных манипуляций с пациентами они ощущают тепло, холод, покалывание, боль или вибрации в кончиках пальцев или ладонях, чувство "потока энергии", проходящего по телу и рукам. Около двух третей "видят" внутренние органы пациентов – у одних видения реалистичны, объемны и напоминают, по их словам, изображения в учебниках анатомии, у других – плоские и бесцветные. Многие "видят" цветную ауру, получают информацию о состоянии пациентов в виде "звучащих мыслей", слышат "голоса". Нередко целители пользуются разными каналами восприятия одновременно. Некоторые сообщали, что перед началом диагностики мысленно "посылают запрос" в некое Единое энергоинформационное поле или к своим духовным руководителям (Учителям).

По мнению Елены Карагодиной, эти ощущения по своему генезу и психопатологической структуре могут быть квалифицированы как расстройства восприятия. Характерно, что нередко целителям нужно было определенным образом "настроиться", сосредоточиться на своих ощущениях, "отрешиться" от окружающего, то есть перейти в состояние измененного сознания. Сами исследованные называли такое состояние "трансом" и, как правило, были абсолютно уверены в объективной реальности полученной ими информации.

Суть диагностики экстрасенсов – оценка "энергетического" состояния пациента, соответственно основной метод лечения – восполнение энергетического дефицита. В большинстве случаев целители считали себя "ретрансляторами" космической энергии, с помощью которой они восполняли дефекты энергетической структуры пациентов. Около половины целителей использовали диагностику и лечение на расстоянии, воздействуя на пациентов через их фотографии, рисунки, личные вещи или имена. Они исходили из того, что существует некое энергетическое и духовное единство личности – ее изображения, имени, мыслей, физического и духовного статуса.

Интересно, что до начала целительской практики только части целителей были присущи расстройства восприятия – в основном это были разнообразные иллюзорные и галлюциноподобные расстройства, обусловленные различными причинами, например интоксикациями, лишением сна, эмоциональным напряжением, страхами в детском возрасте и так далее. Вне зависимости от содержания прежних переживаний к моменту обследования все целители оценивали их положительно, считая предзнаменованием своих экстрасенсорных способностей.

Нужно заметить, что с медицинской точки зрения сами по себе галлюцинации еще не свидетельствуют о психическом расстройстве как болезни. Это проявление расстройства восприятия может возникнуть и у здоровых людей. Например, из-за лишения сна, во время пребывания в изоляции, отправления религиозных обрядов и так далее. По данным различных авторов, 10-25 процентов людей из общей популяции переживают галлюцинаторные эпизоды хотя бы один раз на протяжении жизни. У тех, кто страдает психическими расстройствами, галлюцинации неразрывно связаны с другими проявлениями заболевания.

Мировоззренческая система экстрасенсорного (биоэнергоинформационного) целительства в целом напоминает теософское учение. В ее центре – понятие о "тонких телах", свое-го рода мистических двойниках всех существ животного и растительного мира, представления о "чакрах" как энергетических центрах организма, о связи заболеваний с нарушением циркуляции энергии "кундалини", о патогенетическом значении внедрения в организм "сущностей с отрицательной энергией".

"Проблема целительства оказалось многоплановой, – признает Елена Карагодина. – По-видимому, мистическая или религиозная интерпретация событий становится подчас не менее врачующей и конструктивной, чем сугубо материалистическая и научная... Для больного принятие мифа, объясняющего природу заболевания и пути его исцеления, является решающим фактором для успеха лечения. Современное "экстрасенсорное" целительство можно рассматривать как проявление сложного социально-духовного и религиозного феномена, который набрал силу в 70-х годах XX века и имеет сейчас миллионы последователей в разных странах мира".

Если медицинская помощь станет более доступной и более качественной, можно предположить, что интерес к альтернативной медицине постепенно снизится.

Однако, судя по мировому опыту, никогда не сойдет "на нет" – всегда будут существовать люди, которые предпочтут услуги целителей, а не помощь официальной медицины. Так, во второй половине 90-х годов отдельными видами альтернативных медицинских услуг пользовались 57 процентов жителей Австралии, 46 процентов жителей Германии, 49 процентов населения Франции. В 1997 году среди жителей США было зарегистрировано 627 миллионов визитов к практикам альтернативной медицины и почти вдвое меньше – к семейным врачам.

Альтернативная медицина остается востребованной, поскольку она целостна и понимает болезнь и здоровье не как исключительно биологическую проблему, а как производное всей системы жизни человека, с присущими ей отношениями и ценностями.

20.09.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама