Представители РПЦ добились отмены предмета "валеология". Вместо него введут модифицированное краеведение с рассказом о "традиционных верованиях" и задачей "сформировать личность всестороннего патриота". Светские власти региона так внимательно отнеслись к пожеланиям духовных коллег, что распорядились начать реформу посреди учебного года.
Валеология ("Основы здорового образа жизни") в саратовских школах появилась в конце 1990-х. Программу разработали медики и психологи саратовских вузов с учетом местной специфики больше всего жители области страдают от экологически зависимых заболеваний, плюс к тому через казахстанскую границу поступают азиатские наркотики "для бедных". Дисциплина рассчитана на детей от трех до 17 лет, состоит из этического, психологического, правового, семьеведческого и медицинского блоков.
Методику одобрили на экспертном совете регионального минобраза, опробовали в 50 учебных заведениях и предполагали ввести во всех остальных поэтапно. Но тут позаботиться о здоровье нации велел президент. Модный предмет "впарили" школам в приказном порядке. Как вспоминают педагоги, дали голую программу и работай как знаешь. Дополнительных часов и ставок не выделялось, общественную нагрузку поделили между наименее занятыми учителями. Например, в саратовской школе N 75 о средствах контрацепции рассказывал военрук.
Постепенно программа обросла учебниками (пособия для 5-9-х классов и шесть видов методичек для учителей), 17,6 тысячи педагогов прошли курсы повышения квалификации. Как показывает мониторинг, у 28 процентов школьников отмечена "положительная динамика состояния соматического здоровья" (уменьшилось количество и продолжительность заболеваний в течение учебного года). В пять раз сократилось количество подростковых абортов (саратовские показатели самые низкие в России), остановился рост юного материнства (среди девушек до 16 лет) и случаев отказа от детей (180 в год), 25 процентов будущих мам теперь консультируются с врачом до наступления беременности. По результатам опросов, валеологию признали нужным уроком 90 процентов старшеклассников и 85 процентов родителей.
Но мода вновь переменилась. Православная епархия организовала сбор подписей против "насаждения чуждых ценностей", протестные листы выложили в местных храмах. Представители епархиального управления на уроках не бывали, однако знают, что ОЗОЖ содержит оккультные сведения (поскольку "гипотезу эволюции как мировоззрение утверждают последователи агнийоги"), излишне "заостряет внимание детей на их достоинствах и правах", из-за чего чадо "теряет веру в авторитет родителей и национальных традиций", а учителя умалчивают о "лжедуховной агрессии, которая осуществляется по отношению к нашему народу".
Курс переполнен возмутительными вещами: половое воспитание, пользование противозачаточными средствами, толерантность к "другому" поведению в отношениях. Причина нашего возмущения принципиально нецеломудренный подход к проблеме, которую не принято обсуждать в школе, говорит глава Саратовской епархии епископ Лонгин.
Об идеологической угрозе доложили губернатору. На заседании совета по взаимодействию с религиозными организациями господин Ипатов признал программу "развращающей старшеклассников" и распорядился "разобраться" в течение месяца. Вместо валеологии в качестве регионального компонента образования введут краеведение. Учителей и учебников для этого предмета пока нет. Но, по словам губернатора, можно использовать сохранившиеся пособия советских времен просто указывать детям, какие параграфы уже неактуальны.
В школах удивились. "Состояние здоровья школьников не то что оставляет желать лучшего, оно катастрофично. Из 1215 наших учеников нарушениями опорно-двигательного аппарата страдает каждый пятый. У сегодняшних малышей болезней больше, чем у выпускников. На три вторых класса (когда-то их было семь) приходится четыре абсолютно здоровых ребенка, остальные уже с патологией", говорит психолог-валеолог гимназии N 1 Татьяна Правдина. По программам сбережения здоровья учебное заведение начало работать в 1988 году задолго до появления ОЗОЖ. Жалоб от родителей не поступало. Иногда мамы говорят даже, что школа отстает от жизни. Посещать лекции по религиозным убеждениям отказалась одна ученица ей разрешили (валеологические занятия проходят в форме классных часов).
Половое воспитание это два урока из 32. Одна лекция по контрацепции в девятом классе и одна в десятом. Анатомию человека изучают в восьмом. В основном мы говорим о том, как правильно носить портфель, сидеть, питаться, делать зарядку и точечный массаж, недоумевает Татьяна Михайловна. По дороге из дома на работу она насчитала 28 билбордов. На 18 из них рекламируются сигареты, на трех пиво. Их "чуждыми" епархия не называет.
Думаю, настоящая причина конфликта в другом: мы спрашиваем детей, что им интересно и чем им помочь? Видимо, для церковников это неприемлемо.
Такого же мнения придерживаются разработчики злополучного ОЗОЖ. "Мы говорим о том, что ребенок сам хозяин своего здоровья и своей жизни, чего церковь допустить не может. По сути, это идеологическое расхождение", считает заведующая кафедрой психологии Института повышения квалификации работников образования Марина Михайлина.
Программа "Краеведение" еще не готова, но саратовские педагоги не сомневаются, что получат переименованные "Основы православной культуры" иначе епархия не тратила бы столько сил. По словам саратовского министра образования Игоря Плеве, новый предмет несет "не информационный, а воспитательный подход формирование личности всестороннего патриота региона".
По мнению педагогов, дело не только в отдельно взятом предмете ОЗОЖ. Религиозным деятелям может не понравиться биология (с Дарвином), литература (с Балдой), рисование (с изображением творений Аллаха) и т.д. Светские власти охотно прислушиваются к пожеланиям коллег по собственным соображениям школьная программа должна принять очень актуальный вид: ведь мальчики должны выполнять план по призыву девочки исправлять демографию, а лишние знания от лукавого.
"Мы говорим о том, что ребенок сам хозяин своего здоровья и своей жизни, чего церковь допустить не может. По сути, это идеологическое расхождение"
Справка "Новой"
По данным мониторинга охраны здоровья детей в образовательных учреждениях области, учебная нагрузка превышает норму у 53,2 процента школьников. 53,8 процента ребят испытывают страх проверки знаний, страх самовыражения и проблемы во взаимоотношениях с учителем. Усталость в школе ощущают 67,4 процента учеников. Восемь из десяти первоклассников уже пробовали какой-либо алкогольный напиток, только каждый десятый считает курение вредным. Каждый четвертый одиннадцатиклассник имеет опыт употребления наркотиков.
60 процентов учителей испытывают постоянное внутреннее напряжение. Наибольший стресс вызывает взаимодействие с администрацией. 70 процентов обращений к психологу связаны с конфликтами с учениками.
Среди 20-летних саратовцев бесплодием страдают 4,5 процента обследованных. Среди 35-летних треть, к 40 годам показатели вырастают до 70 процентов.
02.10.2006
Источник: Новая газета