Электричество староверы считают выдумкой дьявола.
В селе Кулига, что на севере Удмуртии у истока Камы, прошел Второй межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры. Прежде чем пройти на лужайку, где была установлена сцена, все участники фестиваля, а это жители кержацких деревень Удмуртии, Пермского края и Кировской области, совершили традиционный обряд: постояли у крохотного озерца-лужицы, по местному лысвы, образованного возле бьющего из-под земли родника. С этого самого родника и берет начало великая Кама. Сегодня здесь, по сути, крупнейший центр старообрядчества.
В XVII веке, скрываясь от гонений официальной Церкви, охваченной реформами патриарха Никона, жители Нижегородской губернии с реки Керженец бежали в глухие заволжские леса. Старообрядцы жили очень замкнуто, сторонясь общения с местным населением, с официальными властями. Наверное, поэтому им удалось сохранить древнюю допетровскую русскую культуру.
Починок Кулигинский (Кулига значит, выжженная среди леса поляна) был образован в 1836 году. Он состоял из четырех дворов, в которых жили всего пятьдесят человек. Через год здесь появилась официальная Церковь, так как государство стремилось вернуть раскольников под крышу "правильной" Церкви, и починок приобрел статус села. В начале XX века здесь жило уже четыре тысячи старообрядцев.
А теперь на весь Кезский район осталось три тысячи.
Здешние жители беспоповцы. Каждый раз они проводят молебны в разных домах, при этом хозяин приглашает земляков пройти в избу поясным поклоном. Службы совершаются при свечах, так как электричество, по мнению староверов, плод дьявольской выдумки. Назначенное общиной духовное лицо читает на общих сборах древние дониконианские книги. У кулигинских староверов старинные иконы, особые нательные крестики отдельные для мужчин и женщин. Кулигинцы по-прежнему уверены, что все современное греховно. Одна здешняя бабулька даже отказалась от пенсии. Есть люди, которые никогда не смотрели телевизор, не выпили ни одной рюмки водки и не съели ни одной картошки все это появилось вместе с "новой верой". А вот брагу, сделанную без дрожжей и сахара, употребляют.
На праздник местные жители достали из бабушкиных сундуков старинные костюмы. У Марии Селезневой, бывшей главы Кулигинской администрации, а ныне активистки спасения старообрядческой старины, настоящий русский самотканый сарафан, которому уже два века.
При Кулигинской школе открыт музей старообрядческой культуры.
Экспонаты собрала с помощью учеников учительница Екатерина Артемовна Гавшина. Это уникальное собрание предметов средневекового русского быта. Изучать его приезжают этнографы из Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, сколько ни пыталась местная администрация пробить хоть полставки для заведующей музеем, ничего не получилось.
Сейчас за спасение старообрядческой культуры в истоках Камы взялось Общество русской культуры Удмуртии. Эта общественная организация и провела совместно с соседними областями два межрегиональных фестиваля, которые должны стать традиционными.
02.10.2006
Источник: Независимая газета-Регионы