ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Покаянные дни

Нужен ли России мемориал национального примирения?

Денис Бабиченко :: 02 октября 2006

Семидневные мероприятия в Дании и России по случаю перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны в Петропавловском соборе оставили массу вопросов, главный из которых: зачем все это понадобилось властям? Основная версия – исполнение воли императрицы – не находит документального подтверждения. Остается полагать, что помпезная церемония – звено в цепи пиар-акций, направленных на осуществление куда более масштабного политического проекта. Власти, похоже, последовательно идут к намеченной в прошлом году министром культуры цели – создать мемориал национального примирения, где со временем мог бы упокоиться и вождь мирового пролетариата.

Мечта императрицы

Когда у министра культуры России спросили о смысле перезахоронения матери Николая II в России, Александр Соколов явно поспешил с ответом: "Мы начали привыкать к естественным вещам, а естественная вещь – нахождение на Родине как при жизни, так и после смерти, естественная вещь – упокоиться человеку на Родине". Трудно предположить, что член правительства и руководитель госкомиссии не знал, что родина Марии-Софии-Фредерики-Дагмар Дания, а не Россия, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Странными кажутся и заявление главного герольдмейстера страны Георгия Вилинбахова. С одной стороны, церемония носила явно императорский формат, а с другой: "Мы просто хороним женщину рядом с семьей. Все будет строго и скромно". Хочется надеяться, что после этого "скромного" ритуала другим россиянкам, обретающим упокоение рядом с их близкими, не будут в обязательном порядке присылать почетный караул из Президентского полка, барабанщики и флейтисты не станут всем подряд исполнять траурный марш согласно строевому уставу 1908 года, а в момент опускания гроба в землю не прозвучит 31 орудийный залп...

Наряду с высокопоставленными госслужащими и губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко в церемонии принимали участие еще две заинтересованные стороны – Русская православная церковь (РПЦ) и представители различных ветвей семьи Романовых. Настоятель Александре-Невского прихода Московского патриархата в Копенгагене игумен Феофан назвал акцию по перезахоронению праха императрицы "своего рода актом всенародного покаяния, поскольку наши предки в свое время изгнали и допустили убийство членов царской семьи. Все мы стали прямо или косвенно соучастниками этого греха". Впрочем, эта точка зрения оказалась не бесспорной. Последний аргумент организаторов мероприятия был такой: похоронить себя рядом с супругом завещала в 1920-е годы сама Мария Федоровна, и вот, по словам Вилинбахова, члены похоронной комиссии "делают то, о чем она сама мечтала". Но и эта версия, увы, оспаривается "компетентными источниками": споры насчет "мечтаний" императрицы не прекращаются внутри развесистых ветвей самой семьи Романовых.

Согласие и примирение

Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова внука Александра III и племянника Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова, уверяет, что ее "покойный муж Тихон Николаевич был категорически против того, чтобы беспокоить прах бабушки". Она доказывает, что в природе не существует никаких серьезных документальных свидетельств того, что императрица Мария Федоровна хотела бы найти последнее упокоение в России. Заявления же князя Николая Романовича о существовании некой "последней воли" вдовствующей императрицы она называет ложными. Как бы там ни было, "мечту императрицы" в мае 2001 года князь Николай довел до сведения Владимира Пугина и тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, и делу, как говорится, дали ход.

Особенно показательна в этой истории позиция РПЦ.Как известно, Русская православная церковь не признает екатеринбургские останки, покоящиеся в Петропавловской крепости с 1998 года, как царские. А те, что явили общественности, иерархи предложили захоронить в символической могиле-памятнике, дабы не "осквернять" святое место. А хоронить члена императорской фамилии в таком месте как-то нелогично. Представители центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи дома Романовых и вовсе считали, что перенос сюда праха Марии Федоровны будет еще одним издевательством над венценосными мучениками. Что же произошло?

Не исключено, что согласие патриарха принять участие в торжественной церемонии перезахоронения Марии Федоровны в Петропавловский некрополь-мавзолей и, по сути, негласное признание екатеринбургских останков будут компенсированы согласием властей очистить Красную площадь от Мавзолея. И судьбы матери убиенного императора и его, по сути, палача вновь переплелись? Во всяком случае исключать того, что комиссия Соколова рассматривает процедуру с захоронением тела Марии Федоровны как своего рода подготовку похорон Ленина нельзя. Судите сами.

Мотив и в случае с Марией Федоровной, и в случае с Владимиром Ильичом один. Оба этих исторических персонажа якобы просили их похоронить в конкретных местах. В случае с Ильичом говорится о том, что будто бы он хотел упокоиться рядом с могилой матери на Валковом кладбище в Петрограде. Несмотря на официальный ответ архивистов из бывшего партархива о том, что в стране "не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно последней воли Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище", тема эта муссируется до сих пор. Причем, как и в случае с Марией Федоровной, властям, собственно, не нужны никакие факты. Вполне достаточно их вольных интерпретаций. Ничего личного. Одна сплошная забота о национальном согласии и примирении – политический слоган, кстати, введенный Борисом Ельциным именно в связи с идеей захоронения останков семьи последнего российского императора. Именем согласия и примирения наречены были целый 1997 год и революционный праздник 7 ноября. Жертва и палач тогда вновь сошлись в одной историческо-временной точке, хотя и с нулевыми последствиями.

Но в 2005 году министр культуры заговорил об идее создания мемориала национального примирения в связи с большим потоком просьб о перезахоронении выдающихся представителей белой эмиграции. В Дании Соколов признал накопившийся опыт в вопросах перезахоронения "позитивным" и обмолвился о "дальнейших инициативах". В пользу версии о желании властей закрыть наконец "ленинскую тему" свидетельствует и Никита Михалков. Год назад после торжественного перезахоронения праха Ивана Ильина и Антона Деникина на территории Донского монастыря президент Российского фонда культуры предположил: "Следующим шагом должно стать предание земле Владимира Ильича Ленина". Разумеется, Россия переживет и это. Но стоит ли наступать на грабли?

Все свои

Есть такой анекдот из разряда черного юмора. Когда Сталина похоронили у кремлевской стены, на его могиле появился венок с надписью: "Посмертно репрессированному от посмертно реабилитированных". Как показывает исторический опыт России, выяснять отношения с ушедшими в мир иной нам легче, чем с живыми людьми. Во всяком случае задолго до фильма Тенгиза Абуладзе "Покаяние" в России прекрасно знали, что делать с прахом кумиров, вышедших из политической моды. Непростая судьба постигла останки Бориса Годунова (вынесены из Архангельского собора – усыпальницы русских царей в московском Кремле) и Петра 111 (умер в 1762 году, погребен в Петропавловском соборе в 1796-м). Забальзамированный в 1953 году, Сталин был перезахоронен спустя восемь лет. Будем выносить дальше?

Существовала слабая надежда на то, что новые российские власти успокоятся по части погребального дела, но его масштаб и замыслы организаторов печальных ритуалов оказались слишком велики. В 1992 году в Санкт-Петербург прибыло тело непризнанного главы российского императорского дома государя и великого князь Владимира Кирилловича и было захоронено в Петропавловском соборе. В 1995 году туда же были перенесены останки его родителей – императора в изгнании Кирилла Владимировича и императрицы Виктории Федоровны. Затем в храме упокоились сомнительные екатеринбургские останки. И вот теперь отрабатывается идея с мемориалом национального примирения.

Еще 1 июня 2005 года в приказе мини-ара Соколова N 234 говорилось о создании межведомственной рабочей группы "в целях проведения аналитической работы по подготовке предложений по созданию на территории Донского монастыря в г. Москве Мемориала национального примирения". Идею поддержал патриарх Алексий II. Сотрудник Российского фонда культуры Елена Чавчавадзе рассказала, что мемориал "позволит поставить точку в гражданской войне и не делить соотечественников на своих и чужих".

Понятно, что на Донском кладбище вряд ли окажутся представители дома Романовых. Здание Петропавловского собора изначально рассматривалось ими как некрополь-мавзолей, где служили лишь заупокойные службы по членам императорского дома. Захотят ли родственники и сторонники Ленина поместить прах вождя в Донской монастырь, тоже известно: ни при каких условиях. Так что идея примирения и согласия на территории монастыря ограничится скорее всего упокоением эмигрантов первой волны, а Владимир Ильич какое-то время останется на старом месте – пока не придумают нечто более креативное. Во всяком случае Владимир Путин совершенно не исключает того, что в перспективе вождь мирового пролетариата покинет свое кремлевское прибежище.


МНЕНИЕ

"Хоронили не императрицу, а гражданку Романову"

Ситуацию вокруг перезахоронения праха Марии Федоровны "Итогам" комментирует депутат Госдумы Андрей Савельев, сторонник легитимации императорского дома.

– Андрей Николаевич, что вы думаете о перезахоронении праха Марии Федоровны?

– К самой идее возвращения праха императрицы я отношусь позитивно. Это серьезное историческое событие. Но я крайне негативно отношусь к форме, которую придумала власть. Несмотря на то что во время церемонии присутствовал государственный ритуал, на самом деле власти хоронили не императрицу, а гражданку Романову. Никаких правовых оснований думать иначе нет. У нас есть лишь уклончивые формулировки о статусе Марии Федоровны, которые показывают, что наши власти не собираются возвращать Россию к своей истории. Власти отрекаются от преемственности предыдущих форм нашей государственности.

– То есть государственная церемония не соответствовала республиканскому статусу страны?

– Да. Но дело в том, что при любом, даже республиканском статусе преемственность все равно должна сохраняться и отражаться в праве. У нас нет понятия "государственная усыпальница". Это просто памятники умершей действительности. Получаются монументы без содержания. В правовых документах они никак не отражены как живая история.

Мы не можем, даже будучи республиканцами, так легкомысленно относиться к своему прошлому.

– Что вы думаете об участии в этих торжествах официальных лиц?

– Все это делается неформально, что для чиновника недопустимо. Чиновник должен действовать строго по закону. В данном случае получается двусмысленность: с одной стороны,проявляется неформальное уважение к имперскому статусу праха, а с другой – подчеркивается, что история империи не уважается. Частные лица уважают империю, чиновники выказывают ей пренебрежение. Достаточно сказать, что просьбы пригласить представителей императорского дома на церемонию захоронения официально закончились ничем. В итоге великая княгиня Мария Владимировна оказалась в свите Патриарха Алексия. Для властей российский императорский дом – ничто.

– Представители РПЦ назвали эту церемонию актом покаяния. Вы согласны с такой оценкой?

– Я не вижу, кто кается-то. Самый простой акт покаяния – официально признать статус российского императорского дома.

– Не думаете ли вы, что лучшим покаянием станет реституция собственности "раскулаченных" Романовых?

– Нет. Особенно нечего возвращать. Собственность амортизирована. В нее вложены огромные средства, и сама стоимость имущества ничтожна. Кроме того, великая княгиня Мария Владимировна неоднократно говорила, что у нее нет никаких претензий на собственность. А все прочие члены семьи не имеют на нее права. О реституции речь не идет. Речь идет об исторической реабилитации института монархии.


МНЕНИЕ

"Я не понимаю, куда мы идем: назад или впереди

Известный историк академик РАН Валентин Янин полагает, что церемония перезахоронения Марии Федоровны не очень удачно вписывается в нынешний республиканский статус России.

– Валентин Лаврентьевич, как вы относитесь к "траурно-торжественному" мероприятию по перезахоронению в России праха императрицы Марии Федоровны?

– Вы знаете, мне неоднократно приходилось бывать в Дании в Кафедральном соборе города Роскильд, где была захоронена Мария Федоровна. Над ее могилой висела православная икона. Рядом с захоронением покоились ее многочисленные родственники и предки. Трудно сказать, ради чего сейчас решили это изменить.

– Что вы думаете об участии в этих торжествах официальных лиц государства?

– Меня немного это смущает. Мы что, возвращаемся к уваровскому триединству православие – самодержавие – народность? Я не понимаю, куда мы идем: назад или вперед. Думаю, что идти надо вперед. Мы вроде бы в республике живем.

– Русская православная церковь называет эту церемонию актом покаяния. Вы согласны с такой оценкой?

– Ни в коем случае. Каются люди, которые сами нанесли какой-то вред. А кто сейчас-то кается? За что?

– Не думаете ли вы, что лучшим покаянием станет реституция собственности раскулаченных Романовых?

– Почему бы нет. Вполне уместное дело.

02.10.2006

Источник: www.itogi.ru Итоги

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама