На прошлой неделе Экспертный совет отправил на доработку проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об основании религиозными организациями учебных заведений), предложенный депутатом В.Стретовичем. В соответствии с этими поправками, религиозные организации смогли бы открывать частные учебные заведения всех ступеней и, по результатам лицензирования и аккредитации Министерством образования и науки, выдавать своим выпускникам аттестаты и дипломы. Фактически эта норма давно существует она оговорена действующим Законом "О свободе совести и религиозных организациях". Но лишь на бумаге. На самом деле что-нибудь открыть не так-то просто, а уж довести дело до признаваемого государством документа об образовании совсем уж нелегко. Наконец, Экспертный совет четко сформулировал, почему: накладочки в законах, понимаете, один на другой не налазит, в смысле, противоречит. И все бы это было делом техники тут подправить, там подчистить и согласовать, наконец. Но Экспертный совет за внешним "в общем, согласием" ставит слишком уж жирное "но".
Эту инициативу и то, как ее отмели, можно было бы не заметить на фоне прочих событий нашей с вами современности. Если бы вся история с "религиозным образованием" не была насквозь пропитана лукавством. Итак, мы будем патетически вопрошать, почему церкви не открывают своих школ, мне неоднократно приходилось слышать подобные упреки со стороны чиновников разных рангов, в том числе от образования. А на поползновения исправить эту ситуацию будем бить по ручонкам. И чтобы не оставалось сомнений сразу Конституцией. Еще бы, это же противоречит принципу секулярности! И тут же будем пробивать введение в школах конфессионально ориентированных предметов. Не с этого ли года наши столичные детишки приступают к изучению так называемой "Христианской этики"? Но мы-то помним при этом о принципе отделения школы от церкви, поэтому никаких попов в школах пускай учителя толкуют Священное Писание как умеют. Все это сильно напоминало бы "плюрализм в одной голове", если бы не было еще хуже. Болезнь это, конечно, неприятно. Но простительно. Другое дело бюрократический цинизм.
Ведь на самом деле рекомендация "вернуть на доработку" с теми замечаниями, которые даны в экспертной оценке, дипломатичный совет не возвращаться к этому вопросу, во всяком случае, в нынешней формулировке. Потому что упирается все, согласно мнению экспертов, в конституционные нормы. А именно в принцип отделения школы от церкви и светский характер обучения. Будут ли учебные заведения, в первую очередь средние школы, принадлежащие церкви, в достаточной мере светскими? Чем и кем определяется мера светскости? Кем, в общем, понятно соответствующей службой МОН, ведающей лицензированием. Предполагается, что школа должна соответствовать определенным нормам это касается не только программ, но и того, кто именно будет детишек учить. В ряде случаев это хорошо и правильно. Но это же палка о двух концах. Например, раз школа светская, как мы уже выяснили на примере с "Христианской этикой", священнослужители к обучению не допускаются. Перечень предметов и их содержание тоже строго определены и пересмотру не подлежат. Спрашивается, какой интерес церкви открывать свои частные школы, чтобы читать там предметы, которые ее не устраивают, по программам, с которыми она не согласна? Только в том случае, если они выставят хорошую цену за обучение и будут использовать их как доходные мероприятия. Иначе убытки будут колоссальные, а пользы столько же, сколько от государственной школы.
Конечно, можно обратиться в Конституционный суд, чтобы судьи дали толкование главе
35-й, на которую опираются эксперты в своей оценке. В конце концов, светский характер обучения и гарантии отделения школы от церкви записаны в конституциях и прочих законодательных актах многих европейских стран, в которых благополучно действуют школы, принадлежащие религиозным организациям.
Но даже если развязать этот узел, проблем появится немало. Не только с допуском в школу священнослужителей, но и с информационным наполнением коррекцией программ и т.д. Однако в противном случае государственная средняя школа останется единственным весомым предложением на образовательном рынке. Дорогущие лицеи не в счет, поскольку лишь малая часть населения Украины в состоянии содержать ребенка-школьника в подобном заведении. Да и в них стоимость обучения далеко не всегда адекватна его качеству. Для абсолютного большинства представителей среднего (какой он у нас ни есть) класса и малообеспеченных групп населения остаются только государственные (условно бесплатные) средние школы. Появление еще одного игрока на этом рынке может ударить по государственной школе сразу с нескольких направлений. Во-первых, учитывая уровень доверия к церкви, отток учеников из государственного сектора в приватный. Что скажется на нагрузке в государственных школах. Во-вторых, учитывая низкий уровень оплаты труда учителя в государственной школе и, возможно, более высокий в церковной, отток кадров, не исключено, лучших, если церковникам удастся обеспечить достойный контроль за уровнем преподавания.
Вопрос лишь в том, готовы ли украинские религиозные организации работать на ниве народного просвещения (так и хочется написать "ликвидации безграмотности"). Ряд украинских церквей имеют достойные традиции и, главное, ресурсы для организации собственных частных средних школ. Но эти перспективы меркнут рядом с одной существенной деталью волей к подобной работе. Малое количество украинских в первую очередь так называемых "традиционных" церквей может похвастаться успешной педагогической деятельностью в своем родном секторе. Количество воскресных школ и уровень катехизации, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Проблемы "традиционных" церквей, связанные с катехизацией, обнажают сложности, которые ожидают их в возможной деятельности в области общего образования. Если сейчас активизация катехитической деятельности католическими конфессиями (греко и римо-католиками) рассматривается православными собратьями (независимо от национальной принадлежности) как прозелитизм, то какой скандал поднимется, если этим конфессиям захочется открыть свои учебные заведения? Особенно учитывая тот факт, что у католиков с образованием всегда дела были не так уж плохи иезуитские коллегии, действовавшие, в том числе, на территории Украины, обеспечивали неплохой уровень образования. К тому же, как показывает практика Украинского католического университета, эти учебные заведения могут привлечь педагогические кадры не только из Украины. А если учесть конфессиональную терпимость подобных заведений (в качестве примера, опять-таки, можно привести УКУ, где учатся студенты разных вероисповеданий), можно предположить, что, клюнув на качество образования, туда охотно отдадут детей не только "умозрительные", но и практикующие православные. Да и со средствами на содержание школ, не исключено, "Запад им поможет".Средства это вообще особый вопрос. В пояснительной записке к законопроекту депутат Стретович делает акцент на том, что подобная инициатива не будет стоить бюджету ни гроша. Даже наоборот. И нам, налогоплательщикам, остается только на это уповать, не слишком веря. Ведь это за наш счет в государственных киевских школах ввели обязательный предмет "Христианская этика". По сути, "факультативность" этого предмета в большинстве школ номинальная. Ведь если ребенок обязан выслушать "один предмет из списка", а в его школе только один и читается-то, он автоматически становится обязательным.
И все же основная масса средств на открытие школ, по-видимому, действительно будет изыскиваться самими религиозными организациями. Даже в тех случаях, когда они "в фаворе". "Фавор", во-первых, ко многому обязывает, во-вторых, может рано или поздно закончиться, в-третьих, не всегда бывает достаточно жирным. Поэтому не все конфессии и религиозные организации окажутся в равном положении при открытии школ. Конечно, это связано не только с количеством средств у каждой из них, но и с количеством и качеством паствы, которая готова или не готова отправить детей в церковную школу в первую очередь потому, что она церковная. Но это другой разговор, который касается больше выживания такого типа школ, чем перспектив их открытия. Так вот, в плане собственно церковных средств на школу в худшем положении окажутся сугубо украинские церкви, т.е. церкви, не имеющие центра за границей. Конечно, у некоторых из них за рубежом есть диаспора, которая, возможно, поддержит. Но ее поддержки может оказаться недостаточно. Тем более что диаспора последнее время все осторожнее относится к подобным вложениям. Что же касается "Третьего Рима", по возможностям и, соответственно, щедрости он вряд ли сможет тягаться с первым. О кадрах не будем.
Таким образом, именно православная церковь, скорее всего, окажется "в загоне" по сравнению не только с католическими, но и наиболее массовыми протестантскими деноминациями, здорово умеющими мобилизовать и своих верных, и их средства. Причем все то же самое можно сказать не только о презренном металле, но и благословенном стремлении к массовой катехизации.
Есть еще один неприятный аспект у церковных школьных перспектив. Это взаимоотношения с властью прежде всего, местного уровня. Какой прекрасный способ "купить" и церковников, и "церковную" часть электората! Даже если не деньгами. Если просто кому-то дать разрешение на открытие школы, а кому-то придержать. А какое широкое поле для выяснения отношений дает лицензирование пальчики оближешь.
Так что в некотором смысле вопрос законодательной поддержки открытия церковных общеобразовательных школ действительно выглядит несвоевременным. Другое дело, что с нашей церковной политикой своевременным он не станет никогда. Кроме того, есть области, в которых не политика и не электоральные потуги должны править бал. Тем более что боязнь "обострить противостояние" зачастую сильно преувеличена. Отдельные вспышки насилия между УПЦ КП и УПЦ МП зависят уже больше от приходских священников и профессиональных провокаторов, работающих даже не столько на ту или иную церковь, сколько на дестабилизацию церковной жизни и поддержание огонька, на который всегда будет удобно кивнуть как на "потенциальную опасность". Равнодушие силовых ведомств к подобным нарушениям говорит о том, что власти так или иначе удобно иметь под рукой этот огонек. Церковники же становятся заложниками собственного стремления держать власть "в страхе". Страха на самом деле власть не имеет, да и не церковь зачастую держит руку на мехах, раздувающих огонек в пожар. Церковь же имеет целый ряд проблем. Например, много ли раскрытых дел об убийстве священников знает новейшая история Украины? Или вот школы. Вы, ребята, сначала как-то сами с собой разберитесь, а там мы посмотрим пущать вас к детишкам или не пущать.
И Единая церковь, которой смущает нас власть, ничем не поможет. Неважно даже, как именно она появится, если появится. Исчезнет противостояние КП МП, обострится вопрос "католического прозелитизма" или "деструктивного сектантства". Пока нет политической воли поставить все конфессии независимо от "традиционности", "канонической территории" и прочего в равное положение, дать им все необходимые полномочия и неукоснительно призывать к ответу за каждое нарушение, а вопрос их выживания предоставить им самим и воле Божьей, противостояние никуда не денется, а церковь не сможет нормально развиваться.
30.09.2006
Источник: Зеркало недели (Киев)