Йом Кипур "день искупления" завершает десятидневный период раскаянья, который начинается в Рош Ашана, еврейский Новый год. Эти десять дней последняя возможность для человека исправиться самому и исправить последствия тех дурных поступков, которые он совершил в истекшем году. В День искупления Б-г выносит каждому из нас окончательный приговор будем мы жить в новом году, или нет.
Наши мудрецы учат: "Раскаянье, молитва и благотворительность способны отвести тяжелый приговор". То есть если человек знает, что у него накопилось много грехов, он должен раскаяться в них, молиться и совершать добрые дела. 10 дней назад на этой странице я объяснил, каково еврейское представлении о раскаянии и в чем важность раскаяния для возвращения на пути Б-жии. Человек не просто говорит "я больше не буду грешить", он смотрит внутрь себя, находит в себе подобие Б-жье и начинает соизмерять любые свои поступки с планами Небесного Отца. Может возникнуть впечатление, что одного раскаяния вполне хватает, чтобы Б-г проявил к нам милость Свою в День искупления. Почему же наша традиция добавляет к раскаянию еще молитву и благотворительность?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что любой грех вызывает множество последствий в различных сферах. Прежде всего, портятся взаимоотношения человека с Б-гом: ведь грех есть действие во вред Б-жественному плану обустройства мира. Б-г наш отец, у него, как у любого отца, есть планы в отношении своих детей и, если дети поступают вразрез с этими планами, это огорчает отца, и его отношения с детьми портятся. В то же время грех наносит ущерб отношениям согрешившего человека с другими людьми: ведь они в любом случае несут материальный или моральный урон, в зависимости от вида греха. Наконец, грех разрушительно отражается на самом человеке, на его теле и душе. Ведь человек сотворен по образу и подобию Б-га, а каждое прегрешение искажает и ослабляет Б-жественный образ в каждом из нас.
Раскаяние на иврите "тшува", то есть, в буквальном переводе, "возвращение" возвращает человека к Б-гу, позволяет ему раскрыть в себе Б-жественный образ в полной мере. Раскаяние как бы излечивает самого человека от той болезни, которую приносит ему собственный грех. Что же касается молитвы ее задача исправить поврежденные грехом отношения человека с Б-гом. В молитве человек благодарит Создателя за те дары, которые Он ему дал, прежде всего за дар жизни. В молитве человек также просит Б-га помочь ему поступать правильно, не грешить впредь. Если вернуться к аналогии детей и отца если ребенок раскаялся в неправильном поведении, отец его простит; но разве прощения достаточно, разве дети не хотят, чтобы их отношения с Отцом восстановились в полной мере, чтобы в них вновь воцарилась любовь?!
Наконец, благотворительность нужна для восстановления поврежденных отношений между человеком, совершившим грех, и другими людьми. Мы используем здесь ивритское слово "цдака", которое означает не только благотворительность в узком смысле, но и благодеяния, справедливость, праведность. Формируя отношения с другими людьми на основе "цдака", мы не просто заставляем забыть о тех прегрешениях, которые мы прежде совершили, но и переносим в тварный мир те качества, которые заложены в нас Создателем. Таким образом мы как бы участвуем вместе с Б-гом в выполнении Его плана мироустройства. И именно такие действия способны обеспечить подлинное искупление.
3 октября 2006 г.
По материалам источников: Интерфакс-Религия