О введении уроков православной культуры (ОПК) в российских средних школах России в последнее время говорят много и порою чересчур экзальтированно. В речах некоторых общественных деятелей и VIР-персон сквозят нотки протеста и недоумения – мол, как так, ущемление иных конфессий, целых наций, народностей и т.д.?
Сначала стоит разобраться с самим предметом. Он носит название ОПК – то есть основы православной культуры, а не собственно православия. То есть речь идет не о преподавании религии, не один десяток лет отделенной от государства, – а культуры. И ни о каком нарушении федерального закона о религиозных объединениях речи не идет.
Следующий пункт расследования – схема, по которой рекомендованная Минобразования РФ программа появится в школах региона. За комментариями мы обратились к специалистам минобразования науки и культуры Калужской области.
ОПК В РЕГИОНЕ
Подготовкой региональной программы ОПК и педагогов, которые займутся ее воплощением в жизнь, занимался Калужский институт повышения квалификации работников образования. Учебники, разработанные на уровне Федерации для обучения учащихся со 2-го по 10-й класс, будут дополнены краеведческими материалами. Вполне возможно, что впоследствии учителей ОПК будут готовить в вузах и колледжах региона, но пока об этом говорить рано.
По действующему законодательству, каждая школа, являясь самостоятельным образовательным учреждением, определяется с выбором курса, на который отведены специальные часы: помимо ОПК, школа может "отдать голос" в пользу "Основ экономики и права" , "Основ мировой художественной культуры" , "Основ философии" и ряда других программ, предложенных федеральным Минобразования.
Первым этапом внутришкольного определения стал опрос, проведенный в минувшем сентябре среди школьников и их родителей (именно родители, и никто иной, являются единственными законными представителями ребенка до достижения им 18-летия). Завучи школ составили списки, где, в зависимости от числа желающих учащихся, было принято решение о включении ОПК в учебную программу как предмета по выбору (то есть включенного в расписание) или о создании факультатива (кружка) во внеурочное время.
Точные данные по курсу ОПК будут известны 10 октября, когда областное минобразования получит все списки от школ. Так что большинство программ ОПК будут авторскими.
Различаются и сроки, в которые этот предмет будет вестись в средних школах районов. В некоторых, например в Желетовской средней школе Дзержинского района, они начнутся в 5-м и завершатся в 7-м классе, другие будут учить "Основам... " второклассников и третьеклассников. Людиново и вовсе решилось на эксперимент. Здесь ОПК вводится во всех районных школах. На общем родительском собрании звучали и такие высказывания: "Почему вы не сделали этого раньше? Давно надо было бы".
Представители местных нацдиаспор в Сухиничах не были против введения предмета. Их дети также будут посещать уроки ОПК. Единственным условием стал отказ от экскурсионного посещения местных храмов.
Час в неделю – таково место ОПК в плотном школьном расписании в большинстве учебных программ. И последнее: оценки по предмету ставиться не будут, не говоря уже о проведении экзаменов по ОПК. "Этот предмет ребята должны полюбить, не нужно отбивать им охоту к занятиям" – так мотивировали свое решение педагоги.
Таким образом, ни о каком "насильном" введении ОПК в средних школах региона речи не идет. А о том, как относятся к этому факту представители национальных диаспор мы решили узнать у Рамазана Пашаева, координатора межэтнического собрания области.
– Общее отношение к введению уроков ОПК у представителей национальных диаспор положительное. Нет ничего плохого в том, чтобы дети, которые родились и живут на этой земле, изучали ее культуру. Это нормально. Мы беседовали с родителями школьников, и отношение к введению предмета у них было лояльным.
С другой стороны, нам хотелось бы в перспективе добиться введения уроков культур национальностей, проживающих на территории края. Это вопрос деликатный и сложный. Достаточно одного часа в неделю в помещении одной из калужских школ. Конечно, при условии, что для этого найдутся средства и появится возможность подготовить грамотного педагога.
Хотелось бы, чтобы хоть иногда в школах проводились мероприятия, праздники иных культур. Хорошо, что в области уже четвертый год проводится фестиваль культур народов, проживающих на территории области. Это очень важно для детей и помогло бы снять многие межнациональные проблемы. В том числе предупредило бы создание молодежных группировок, настроенных враждебно по отношению к представителям других национальностей. В годы Великой Отечественной, все советские годы таких проблем не было, и разные народы защищали общую землю, не делая национального различия между освобожденными деревнями и поселками.
ПОСТИНТЕРНАЦИОНАЛ
... Вот такой дым без огня. ОПК, согласно той же резолюции Образовательных чтений ЦФО "Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества" , способно дать "светское культурологическое образование". Наверное, не стоит спорить, что дополнительные знания об истории страны сократят число Иванов, не помнящих родства, проблема заключается в другом: уроки истории, равно как и программы по ОПК, зачастую игнорируют многонациональный характер и российской культуры, и истории.
Подрастающим россиянам просто не из чего сделать вывод о том, что представляют из себя другие национальные культуры, общественные организации которых действуют на территории России. Единственный накопленный молодежью в этом отношении опыт касается только постсоветских рыночных реалий, и позитивным его назвать нельзя. На территории Калужской области, по данным Всероссийской переписи населения, проживают представители 111 национальностей с абсолютно неизвестными коренным жителям традициями. Стоит ли удивляться, что их существование вызывает опасение и неприязнь?
Пока до введения "Основ национальных культур России" еще далеко, базой для улучшения ситуации может стать программа ОПК: ведь, по мнению ее разработчиков, "любовь к родной культуре и родным святыням учит уважать также и иные традиции"...
Людиново решилось на эксперимент. Здесь ОПК вводится во всех районных школах. На общем родительском собрании звучали и такие высказывания: "Почему вы не сделали этого раньше? Давно надо было бы".
Из резолюции Образовательных чтений ЦФО "Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества" , Калуга, 20 сентября 2006 года:
"Изучение основ православной культуры способствует воспитанию патриотизма, личной ответственности за судьбу Отечества и сохранение историко-культурного и духовного наследия народа, формирует нравственные основы личности.
Преподавание основ православной культуры не может вызывать ни межнациональных, ни межрелигиозных противоречий".
05.10.2006
Источник: Знамя (Калуга)