"Иконописец – вовсе не копировщик, лишенный возможности творческого поиска, а настоящий художник".
Найти курсы по обучению иконописи нетрудно. Они существуют при иконописных мастерских, в различных православных образовательных центрах. Но главной считается Иконописная школа при Московской духовной академии Московского патриархата. Находится она на территории Троице-Сергиевой лавры. Мастерские-классы расположены в одной из крепостных стен. Школу открыли в 1990 году. А до этого существовал иконописный кружок академии, организованный в 1957 году известным иконописцем XX века монахиней Иулианией. Первыми дипломными работами школы стали иконы, написанные для Покровского храма Хотьковского женского монастыря. У мощей родителей Сергия Радонежского проходило первое посвящение выпускников в иконописцы. И сейчас при выпуске над каждым из них читается особая молитва "На поставление в иконописцы".
В школе два отделения – собственно иконописное и лицевого шитья. На первом учат писать иконы по старинной технологии: не фабричными красками, а теми, что готовят сами студенты из синих камешков лазурита, алой киновари...
На первом курсе студенты в основном копируют канонические образцы. А на выпускном уже сами пишут иконы святых: новых – по фотографиям, а древних, чей образ не сохранился, – так, как их себе представляют. "Иконописец – вовсе не копировщик, лишенный возможности творческого поиска, а настоящий художник", – говорят преподаватели.
В музее Троице-Сергиевой лавры посетителям показывают вышитые покровы на мощи святых. Это самые дорогие вклады в монастыри, они были по карману лишь царям и состоятельной знати. И сегодня далеко не каждый храм и монастырь могут позволить себе заказать такие изделия. На изготовление нового покрова на мощи Сергия Радонежского ушло 2 года. Специалистов для этой работы готовят на отделении лицевого шитья иконописной школы. Учатся на нем только девушки. Так уж исторически сложилось.
Митры – архиерейские и архимандритские шапки, надеваемые при полном облачении, – тоже украшены тонкими пальчиками золотошвеек.
А еще конечно же здесь вышивают иконы. Вышитые иконы были очень популярны в царской России, поскольку весьма удобны в путешествиях. Военные охотно брали их с собой в походы. Сейчас традиция изготовления вышитых икон возрождается. Но в отличие от живописцев на отделении лицевого шитья пользуются кое-какими новинками
– например, теперь рисунок на ткань наносят ручками, заправленными гелем золотистого цвета. Так он лучше виден швеям.
Студенты Иконописной школы изучают еще и богословие. Обучение трехлетнее, но особо одаренных оставляют еще на 2 года. Принимают только православных (до 35 лет). Отбор строгий: необходимо продемонстрировать "твердое и осмысленное знание" ряда молитв, навык чтения богослужебных книг на церковнославянском языке. А еще – умение рисовать. Абитуриенты представляют свои работы : натюрморты, пейзажи, портреты, композиции, а также иконы-миниатюры, эскизы к иконам и росписям. А затем уже в ходе экзамена за шесть часов они должны выполнить икону или ее фрагмент. В задачу входит: грамотное расположение на листе бумаги; передача характера и пропорций изображения; соблюдение цветовых и тональных отношений. Так что среди студентов Иконописной школы – выпускники художественных вузов и школ. У остальных просто нет шансов.
06.10.2006
Источник: Известия