Али Тарик. Столкновение цивилизаций.
М.: ACT, 2006. 528 с. Тираж 5000 экз.
Возрождение интереса к проблеме империи в последние годы породило огромное количество публикаций. Основная мысль, вокруг которой вращаются все дискуссии на эту тему, новый мировой порядок, пришедший на смену биполярному миру времен холодной войны, по своим характеристикам очень напоминает новую империю, в которой роль политической и военной метрополии играют США. А это в свою очередь подстегивает интерес к изучению механизмов господства и управления в традиционных империях.
Несомненная важность этих вопросов для России обусловила то, что многие знаковые работы уже переведены на русский язык. Но мы до сих пор очень мало знаем о реальных политических практиках империи: пактах элит, операциях международного вмешательства и приемах nation-building. Появившаяся наконец на русском нашумевшая книга Тарика Али "Столкновение цивилизаций" способна в какой-то мере закрыть эту брешь.
Подавляющее большинство наиболее известных современных исследователей Н. Фергюсон, Р. Коллинз, М. Хардт и А. Негри тесно связывают явления современного империализма с процессами глобализации и в любом случае, как бы они ни стремились к объективности, интерпретируют происходящее изнутри западной цивилизации. Поэтому оценочный вывод часто состоит в следующем: империя как форма политической организации позволяет вполне успешно решать многие острые вопросы мировой политики, такие как обеспечение международной безопасности, конфессионального мира, защита центра и развитие регионов.
Что касается Али проживающего ныне в Великобритании пакистанца по происхождению и главного редактора лондонского издания New Left Review, то он пытается заглянуть в империю как бы с заднего двора, откуда хорошо видно, на чем и какими средствами строится ее величие.
Пережив в детстве размежевание британского Пенджаба на индийскую и мусульманскую части и последовавшие за этим религиозные чистки, он потратил много лет на изучение и пропаганду возможностей развития исламского мира в русле идей светского национализма и социальной демократии. Эта его книга также была задумана как исследование истории ислама, его традиционного и либерального течений, а первоначальным названием должно было быть "Муллы и еретики". Но события 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне придали неожиданно острое политическое звучание этой теме.
Пытаясь понять причины возникновения и укрепления исламского фундаментализма в наше время, Али обращается в прошлое, вскрывая по ходу исследования многовековые пласты имперской истории мусульманского Востока, начиная от первого халифата Омейядов и заканчивая событиями последнего времени. В результате перед нами разворачивается подробная панорама мусульманской истории как полигона непрерывных имперских экспериментов. Именно в них Али склонен видеть причины крайне плачевного состояния исламских стран в настоящее время.
В первую очередь империям свойственно излишне прагматичное и часто непоследовательное поведение по отношению к подвластным им народам. Основной целью метрополии всегда будет извлечение экономической выгоды, а задачи контроля обычно перевешивают потребности в развитии регионов, их хозяйственной и культурной интеграции.
Как следствие политический цинизм и неразборчивость в средствах. Военные перевороты в Бразилии и Чили, подготовка отрядов "контрас" в Никарагуа и моджахедов в Афганистане лишь некоторые примеры подобной неразборчивости.
Али с удивлением отмечает, что традиционализм и колониальное владычество часто прекрасно уживаются друг с другом в случае, если первый оказывается полезен для достижения целей второго. Например, ваххабизм, одно из самых жестоких течений в исламе, разгромленный в начале XIX века войсками египетского правителя Мухаммеда Али, был затем активно поддержан Великобританией и США, став государственной религией в Саудовской Аравии главном союзнике Вашингтона в исламском мире.
Еще более опасна непродуманная политика империи в сфере регулирования национально-территориальных отношений. 2 млн убитых и 11 млн беженцев и многолетний конфликт в Кашмире таков итог ошибки колониальных властей при разделе Индии и Пакистана. Немногим лучше результат международного военного вмешательства в Боснии и Косово.
Но самое главное империя подрывает развитие национального самосознания как в центре, так и на периферии. Создавая единое пространство для множества различных этносов и религий, она сама должна быть "подвешена" к каким-то универсальным ценностям, которые в обязательном порядке вменяются всем входящим в империю народам. В современном мире в качестве таковых выступают принципы "американского кредо", агрессивно насаждаемые по всему миру: протестантская этика, гражданские свободы и идеология достижения. Но ужесточение политического курса и риторики в центре империи, которое мы видим в последнее время, в качестве своего отражения провоцирует ренессанс фундаменталистских настроений по всему миру. В итоге на смену диалогу между равноправными гражданскими нациями в современном мире приходит столкновение различных типов фундаментализма.
Надо отметить, что Тарик Али, углубившись в историю, уделяет очень мало внимания анализу современного положения дел. Совершенно не исследован им, например, опыт Турции, мусульманской страны и бывшей империи, показавшей, тем не менее, пример успешной модернизации и вхождения в процессы глобализации. И все же его книга может оказаться очень полезной для понимания того, какие инструменты сегодня применяются разными странами в сфере международной политики, что такое новый мировой порядок, в чем кроются истоки религиозного экстремизма и насколько важен государственный суверенитет в современном мире.
09.10.2006
Источник: Эксперт