Специально для дагестанской молодежи ислам обещают переиздать в новом формате. Вопрос: кто? и для чего? собирается "отформатировать" заново древние файлы Корана, – вопрос не праздный. От него зависит будущее Дагестана. На страницах газеты на этот вопрос пытается ответить известный в республике человек – генерал Омар Муртазалиев.
Выступить со страниц газеты меня вынуждает понимание того, что некоторые средства массовой информации нашей республики все дальше отходят от интересов нахождения Дагестана в составе России и закрепленного Конституциями РФ и РД светского характера государственного устройства республики.
Возрождение религий сопровождается численным ростом культовых зданий, религиозных учебных заведений и служителей культа. Наряду с возвращением и реставрацией старинных зданий идет бурный процесс строительства новых мечетей. Борьба за контроль над культовыми зданиями и соперничество за влияние на большее количество паствы ведет к образованию оппозиционных нынешнему. Духовному управлению мусульман общин традиционного течения в исламе.
Противостояния в религиозной среде традиционного мусульманства прежде всею связаны с финансово-экономической стороной этих процессов. Разбогатевшие в период воровской прихватизации достояния всего народа и государства дагестанские нувориши, как и их "коллеги" из других регионов, поспешно стали вкладывать часть своих неправедно нажитых денег в строительство культовых сооружений, примитивный подкуп служителей культа с тем, чтобы избежать осуждения в этой жизни и, как им кажется, божьей кары в жизни будущей.
Мне кажется, порядочным и честным служителям религии, а также рядовым верующим давно пора задаться нравственным вопросом: допустимо ли использование, а, по сути, отмывание грязных денег через религию и строительство храмовых и других религиозных сооружений? Другой аспект – это проповеди, передачи в СМИ и публикации религиозного характера. Зачастую и в них, вместо вечных человеческих ценностей и добродетелей, свойственных всем религиозным источникам, на первом месте при внимательном осмыслении сказанного оказываются меркантильные интересы. В религиозные учреждения верующие несут немалые средства в виде пожертвований: это закят, разные пожертвования и оплата ритуальных услуг. Практически любые события – от радостных до трагических – в жизни верующих служат поводом для передачи финансовых средств или материальных ценностей в пользу мечетей или отдельных служителей культа. Собственно последующий дележ лих средств и служит обычно поводом дня раздоров, противостояний и даже более крупных разборок между получателями этих средств.
Другая сфера реальных доходов, а значит, и конфликтов за контроль над ней является хадж. Давно пора привлечь внимание служителей культа, а также властных структур и законодательных и правоохранительных органов к тому, что часть выезжающих на хадж в составе паломников преследует не религиозные, а, скорее, коммерческие и иные цели. Власти Саудовской Аравии обеспокоены этими фактами и ужесточают требования к паломникам, но еще нередки случаи, когда наши соотечественники совершают правонарушения и отбывают сроки в саудовских тюрьмах. Некоторые не возвращаются домой, а переезжают в другие страны, где порой вовлекаются в экстремистскую деятельность. Мне кажется, те, кто получает немалые доходы с хаджа, должны были бы брать на себя определенную долю ответственности за нарушения, допускаемые паломниками в период хаджа. Касается это не только работников Духовного управления, но и тех, кто выдает будущим паломникам различные справки перед их выездом за границу. Они часто оправдываются тем, что из-за большого наплыва желающих нет возможности тщательно поработать с каждым и выяснить настоящие мотивы выезда за границу. Правильно, но, может, в этом-то и дело. Нужно ли отправлять такое количество, пусть едут те, кто действительно хочет выполнить долг верующего мусульманина и посетить святые места, а коммерсанты пусть едут в другое время или в другое место? Понятно, что в этом случае кто-то теряет доходы, но не пора ли нам вместо механического строительства мечетей и увеличения количества паломников подумать о качестве и имидже нашей республики и государства в глазах того же мусульманского мира. Хочу обратиться к депутату Госдумы РФ Ахмеду Билалову, занимающемуся вопросами хаджа. Может, ему как государственному должностному лицу стоит проявить больше внимания к вопросам мотивации выезда своих земляков на хадж? Чтобы не получалось, что массы наших земляков ежегодно выезжают с паломниками в мусульманские страны, преследуя цели, далекие не только от ислама, но и элементарной нравственности, а также противоречащие интересам нашего государства.
И еще, что депутат Билалов и другие депутаты-дагестанцы делают конкретно для реализации в своей республике предложенных Президентом Путиным национальных проектов по поддержке образования, здравоохранения, доступного жилья и др.? Во многих селах и даже райцентрах республики нет достойных школ или больниц, зато строятся мечети и медресе. В результате некоторые дети в этих селах, особенно девочки, не получают обязательного среднего образования, а это путь к стремительной деградации народа. Хотя давно пора законодательно принять меры к тем родителям, которые лишают своих детей закрепленного Конституцией права на получение бесплатного среднего образования, тем самым лишая их достойного будущего в современном обществе. Продолжается массовый вывоз нашей молодежи на обучение в страны Ближнего и Среднего Востока. Чему и для чего их там учат? Кто организует их вывоз? Кто стимулирует получение нашей молодежью образования в неизвестных, зачастую экстремистских и террористических центрах, ведь они будущее нашей республики. Значит, кто-то на наших глазах уже производит подмену ценностей – воспитывает новые поколения дагестанцев в культуре, обычаях и традициях, зачастую вступающих в непримиримое противоречие с культурой и традициями их отцов и дедов. Иными словами, кто-то в дотационной республике упорно вкладывает деньги, и немалые, в то, чтобы молодежь воспитывалась в недружественном России направлении. Зато ни в прессе, ни в электронных СМИ не найти новостей о том, чтобы "новые дагестанцы" вложили деньги в то, чтобы хотя бы в их родных селах стал доступен всем – девочкам и мальчикам – современный уровень образования, построили хорошие компьютеризированные школы, бассейны, библиотеки, дома культуры или театры. Неужели для них, неожиданно получивших возможность обогатиться за счет всего народа, непонятно, что культурная пропасть между частями дагестанского общества, которая культивируется таким подходом к воспитанию и образованию молодежи, опасна и в будущем может привести к страшным конфликтам и потрясениям. Президент республики Муху Алиев недавно в одном из публичных выступлений высказал озабоченность в связи с этой ситуацией. По его мнению, наша молодежь должна получать полноценное светское, а по желанию и духовное образование в нашей республике или странах, дружественных нам, где в процессе воспитания и обучения будут уважать светский статус республики и ее нахождение в составе большого многонационального и многоконфессионального государства – Российской Федерации.
Между тем в самой республике функционирует более десятка высших религиозных учебных заведений, немалое число медресе. В них, а также в расплодившихся филиалах вузов обучают юношей и девушек. Чему в них учат? Какое воспитание и какое по качеству образование они в итоге получат? Каковы программы, учебники, уровень и качество преподавания в этих вузах, – пока не волнует ни государственные структуры, ни общественность, ни даже родителей. Обеспокоенность положением в религиозных образовательных учреждениях выразил Муху Алиев в своем обращении к служителям культа, призвав их отбросить рознь и заняться проповедью гуманных и возвышенных идей, призывать к единству народов Дагестана. Более взвешенно относиться к печатным публикациям на исламские темы.
В последнее время появилось много теле и радиопередач на исламскую тему. Кроме исламских газет, и во многих светских появились целые исламские полосы. К сожалению, стали редкими выступления ученых на религиозную тематику, а те, что есть, свелись к восхвалению мусульманских алимов прошлого и проведению исторических параллелей, призванных убедить всех в том, что дагестанцы всегда были абсолютно и единогласно привержены исламу. Хотя из той же истории народов республики известно, что, как и теперь, так и раньше, Дагестан всегда был поликонфессиональным, и ислам его народы принимали далеко не везде добровольно.
Смысл же подобных выступлений в том, чтобы подвести своих земляков к выводу о неизбежности возврата к теократической системе власти. Казалось бы, опыт соседней Чечни, пытавшейся построить у себя шариатское государство, должен был бы отрезвить экстремистски настроенных "знатоков" истории. Но эти "знатоки" очевидно отрабатывают принятые перед кем-то обязательства, если, вопреки уже очевидному для всех краху этих идей, пытаются спровоцировать войну в нашей республике. Одним из ярких примеров подобных провокационных публикаций можно считать статью некого Абдуллы Мухаматова "Homo islamicus XXI века" в газете "Новое дело" за 23 июня 2006 года. Этот "знаток" биологии, политологии и всех прочих наук пишет, что "сегодня вырабатывается новая идентичность мусульман, и что почти в любой точке исламского мира можно встретить ее носителей – "новых мусульман"". В интерпретации автора это обладатели новой идентичности, некая транснациональная интеллектуальная корпорация, представители которой высокообразованные, активные мусульмане, формируемый ими исламский образ жизни, мышления крайне перспективен, что именно им предстоит изменить картину мусульманских стран и диаспор за их пределами, а также в определенной степени повлиять на все человечество. И далее: "...сознание этих людей характеризуется глобальностью и неприятием традиционалистских, архаичных "народных" форм исповедания религии". А также что представители новой разновидности мусульманской идентичности "демонстрируют конкурентоспособность мусульманской системы мироустройства и мировоззрения". Короче говоря, под пышными и заумными фразами, по сути, идет призыв к мусульманам, прежде всего молодым, отказаться от традиционной исламской религии и принять новый исламский образ жизни и мышления, хотя что это значит, не поясняется. Но выводы напрашиваются сами, и суть призывов достаточно очевидна. Некие "новые мусульмане", которые формируют единое общественно-политическое, экономическое, духовно-религиозное, культурное пространство, призывают всех остальных присоединиться к ним и поддержать их глобальные проекты. Заканчивается статья словами: "Ислам стал глобальной религией, а исламский мир напрочь оторвался от географического измерения..."
Такое ощущение, что перед нами проект некой военно-политической доктрины, призванной обосновать необходимость всемирного джихада и противопоставить мусульман всему остальному человечеству, но вот, причем здесь религия и дагестанские верующие? Видимо, кому-то понадобилось пушечное мясо для достижения своих глобальных политических целей. Кто этот новый Наполеон или Гитлер, идеологом которого выступает Мухаматов, дагестанец ли он или полувиртуальный Бен Ладен, неясно – главное есть проект доктрины. Какие же интеллектуальные и финансовые силы подполья готовятся к консолидации вокруг этой идейной базы? Каковы их истинные цели: программы минимум и программы максимум? В светской легальной дагестанской газете, не в каком-нибудь "Зове" или "Террористе", идет поиск идеологической платформы, на которой могут объединиться все враги конституционного строя в Дагестане, и никто этого не замечает и не дает ответа на информационном фронте.
Не случайно Генеральная прокуратура Российской Федерации по ЮФО, оценивая общественно-политическую ситуацию в республике, в справке рабочей группы (опубликовано в газете "Черновик" 01.09.2006 г.) обратила внимание на влияние, оказываемое на нее состоянием и развитием религиозного фактора. Наряду с перечислением действующих в республике учреждений культа, учебных заведений там указано на формирование в субъектах ЮФО разветвленной диверсионно-террористической сети и на наличие базы экстремизма. Если мы не хотим однажды утром проснуться не в своей родной мирной республике, а в эпицентре глобального кошмара, который готовят нам идеологи и "знатоки" вроде автора этой статьи, хотим остаться homo sapiens – людьми мыслящими, а не уподобиться некой стае, одержимой завоеванием мирового господства для очередного вождя, оседлавшего религиозные лозунги, надо, прежде всего, провести серьезную с привлечением специалистов по исламу, министерства образования и правоохранительных органов инспекцию, кто, где, чему и как обучает нашу молодежь в исламских или якобы исламских центрах в республике и за ее пределами. И сделать это нужно срочно, чтобы не потерять еще одно поколение молодежи. Я знаю, что президент республики очень серьезно относится к этой проблеме, и надеюсь, что население Дагестана, верующие и неверующие, мусульмане и представители иных конфессий поддержат его начинания в главном: Дагестан – наш общий многонациональный и многоконфессиональный дом. Стабильность и благополучие в нем зависят от конструктивности и дружелюбия каждого индивида и всех вместе. И в достижении этой стабильности роль ислама и истинно верующих будет неоценима.
Муртазалиев Омар Муртазалиевич родился в 1925 г. в с. Кулла Гунибского района. С 1942 по 1946 гг. работал в Гунибском райвоенкомате. С 1946 по 1991 гг. в органах госбезопасности СССР. С 1991 по 1998 гг. председатель комитета по делам ветеранов РД. Председатель редколлегии изданий "Книга памяти" и "Солдаты Отечества". Руководитель ТОКС. Награжден двумя орденами "Красной Звезды", орденом "Знак Почета", Орденом Почета, двумя орденами Демократической республики Афганистан, тридцатью медалями, в том числе Кубы, Польши, Монголии, Болгарии, Вьетнама, Чехословакии. Заслуженный юрист РФ, Почетный сотрудник КГБ СССР, лауреат Государственной премии Госсовета РД, заслуженный наставник молодежи, генерал-майор в отставке. (Северный Кавказ, 18.07.2006)
Источник: Институт религии и политики