Чтобы верующему и тело излечить и душу не погубить
Не заговаривайте зубы. Это грех
Нельзя сказать, что так называемые экстрасенсы все сплошь шарлатаны. Среди них попадаются люди, действительно обладающие способностями. Но явление это не изучено, и лучше держаться от них подальше, считает профессор Недоступ. А если уж больному предлагают для излечения некую ниточку, которую нужно закопать, чтобы она сгнила, то бегите от такого колдуна быстрее.
Об опасности колдунов известно давно и сказано немало. Иконы в помещении для приема пациентов еще не гарантируют больных от встречи с магом, а не целителем. Ведьмы и чародеи вместо православных молитв бормочут всякую околесицу, а то и заклинания. Человек несведущий может этого даже и не понять.
Отец Михаил Першин советует перед тем как идти к травнику, проконсультируйтесь с местным батюшкой:
Сельский священник наверняка знает, православный ли человек занимается целительством в его приходе. Кстати, можно и самого врачевателя спросить: кому он молится, где причащается и кто благословил его заниматься целительством.
...Восьмидесятилетняя бабка-знахарка, живущая в Подмосковье, к которой я обратился, без всяких расспросов объявила: в храм она не ходит уже два года из-за конфликта с местным батюшкой. Не одобряет он ее занятия. Но моего родственника она за одну ночь излечила от острого гнойного воспаления пальца (по-научному панариция). Причем врачи уже объявили, чтобы готовился к ампутации. Кроме мази собственного приготовления, она крестит пораженный участок и молится на икону. Лечит только от кожных (не венерических с этим к врачам сама отправляет) заболеваний. Рекламы в газетах не дает, денег не требует. На шарлатанку не похожа. А батюшка недоволен... Так ведь и Войно-Ясенецкий не сразу знахарку Вальневу оценил. А ведь он был врач и святой!
Целительство тем и отличается от медицины, что механизм его действия неизвестен, и знахарь его объяснить не может, поясняет отец Михаил, что до вашего родственника, то тут возможно несколько вариантов. Первый ее состав помогает именно при таком диагнозе. Второй мог сработать эффект плацебо. Третий раз он человек верующий, наверняка просил о чуде и ему было дано по его вере. И четвертый человек сказал: "Мне все равно, кто поможет", и ему помогли темные силы. В магической модели сделка в обмен на душу явление нормальное, но для христианина неприемлемая. Для христианина излечение любой ценой невозможно!
Как рассказал заместитель руководителя духовного управления мусульман Нижегородской области Дамир-хазрат Мухетдинов, в деревнях колдуны встречаются:
Они объявляют себя целителями, творят дикие обряды, принося в жертву домашних животных. Например, черного барана или куриц, а трупы тащат на мусорные или навозные кучи и говорят, что там живут джинны (бесы). Они сами с этими джиннами связываются. Дают какие-то бумажки с талисманами носить, хотя можно только аяты Священного Корана... Другое дело травники. Я сам пользуюсь помощью одного старика-травника. В этом никакого греха нет.
А представитель Федерации еврейских общин Борух Горин сообщил: "У нас принято обращаться к врачам".
Суры врачуют больное сердце
В православии одно из Таинств соборование служит духовным врачеванием от телесных недугов. До революции 1917 года подверженные суевериям миряне избегали этого Таинства, считая его предзнаменованием скорой смерти. Сейчас все наоборот: многие желают собороваться чуть ли не каждую неделю, хотя абсолютно здоровы.
О том, как к этому относиться, среди священников единой точки зрения нет.
Говорят, что страждущие, прикладываясь к мощам святых и чудотворным иконам, тоже могут исцелиться. Хотя, согласно учению Церкви, предметы эти не магические, и просто прикосновение к ним не излечивает. Главное вера в Бога!
Дамир-хазрат Мухетдинов рассказал "Известиям", что, как имам, он лично практикует лечение с помощью Корана:
Мусульманин приходит в мечеть, садится лицом к Мекке, а я читаю суры. Есть, например, суры, в которых говорится о сердце, и чтение их помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Чему знахарка научила хирурга святого Луку
В поликлинику к находившемуся в ссылке в Архангельске Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, блестящему хирургу и епископу Русской православной церкви (ныне канонизированному святителю Луке Крымскому), пришла пожилая женщина с большим нарывом на плече. "Случай самый банальный, пишет об этом в своей книге Марк Поповский. Тут и врач не нужен: он вот-вот готов вскрыться сам. Но Войно заинтересовала странная черная мазь, покрывающая воспаленный участок. "Что это у вас?" спросил он женщину. "Мазь от Веры Михайловны". "От какой Веры Михайловны?" "Да от Вальневой, от хозяйки, у которой вы квартируете. Профессор был раздосадован, сгоряча даже решил съехать от знахарки. Но любопытство ученого пересилило: "Вечером постоялец напрямик спросил хозяйку, лечит ли она гнойных больных. Вальнева не запиралась: да, лечит, чирья открывает мазью, куда входят черная земля, сметана, мед, кое-какие травы. Составы разные. В секрете их не держит. Лечит давно, с 1908 года. Плохого люди от нее не видели. Профессор может сам посмотреть и опросить больных".
Святитель Лука обнаружил, что процесс заживления у пациентов Вальневой идет прекрасно. Вальнева успешно излечивала торпидные язвы, ожоги, воспаление надкостницы и абсцессы. Никакого обмана, никакой психотерапии. Войно-Ясенецкий обратился к властям: надо всерьез изучать методы Вальневой. Время-то было какое еще не изобрели ни антибиотики, ни сульфамидные препараты, не было даже стрептоцида. Обращение профессора власти без внимания не оставили: его в очередной раз арестовали.
Во время Великой Отечественной Войно-Ясенецкий фактически руководил всеми госпиталями Красноярского края и одновременно Красноярской епархией. За книгу "Очерки гнойной хирургии" был удостоен Сталинской премии : описанные им методики спасли жизнь десяткам тысяч раненых. После этого его перестали преследовать.
Если такой человек не отрицал полезного опыта знахарки, то нет оснований говорить, что Русская православная церковь однозначно выступает против народных целителей, говорит диакон Михаил Першин, эксперт по вопросам биоэтики.
Однако не всякий народный целитель так полезен для здоровья.
Изначально медицина была частью жреческих культов, так объясняет диакон Михаил Першин осторожность христианского подхода в этой области. Если же говорить о библейской традиции, то и в текстах Ветхого Завета функции врачей были возложены на священников. Большинство чудес Христовых, описанных в Евангелиях, это исцеления. Перед началом лечения было принято молиться, в этом и ограничения на получение помощи у врачей иного вероисповедания.
Профессор Александр Недоступ, возглавляющий Московское общество православных врачей, считает лечение у травников вполне допустимым, но лишь после обращения к дипломированным врачам: "Медицина много взяла у травников, но они лечат интуитивно. Допустим, больному с сердечной недостаточностью мочегонное не повредит, даже легче станет. Но вот приходят к знахарю с "водянкою живота", а там ведь и опухоль может быть, и киста, и цирроз тогда ведь не поможет".
Патриарх Никон исцелял других травами, святитель Игнатий Брянчанинов сам лечился ими. К травникам у нас претензий нет. А есть к духовным практикам, иногда сопровождающим такое лечение, говорит отец Михаил.
Может ли православный обратиться к тибетскому лекарю?
Хотя предпочтительнее научная медицина, думаю, что в какой-то ситуации может, если тибетский лекарь ограничится лишь приготовлением отвара для больного, не будет посвящать его идолам и не станет понуждать пациента к камланию или иным языческим ритуалам. Однако и в этом случае прежде следует посоветоваться с духовником, считает отец Михаил.
13.10.2006
Источник: Известия