Животные не боятся своих мертвых сородичей. А человек...
По всей видимости, боязнь мертвых родилась в те времена, когда людей на планете стало так много, что незахороненные павшие стали представлять реальную санитарно-эпидемическую опасность для популяции. О бактериях и гигиене тогда не знали, и потому с появлением проторелигий страх оброс мифами. Захоронение было первым способом обезопаситься от "врага".
В каменном веке перед захоронением мертвецам связывали ноги и руки. На острове Тасмания на могилу наваливали груду камней. Древние арии вообще сжигали своих усопших. В Сибири покойников подвешивали на деревьях, чтобы их расклевывали хищные птицы. В некоторых культурах мертвецов просто расчленяли, иногда, правда, ограничиваясь отделением головы. Позже, когда начали преимущественно хоронить в деревянных домовинах, крышку гроба стали заколачивать. И все это только ради одного чтобы не вылез, чтобы не вернулся! По мере появления и развития мировых религий отношение к смерти становилось все менее сказочно-мистическим и все более уважительным.
И как один умрем
ОТНОШЕНИЕ к небытию определяет характер народа, считает автор "Энциклопедии смерти" Александр Лаврин и так объясняет феномен российского "умолчания о смерти":
Когда к власти пришли большевики, полагающие, что имеют монополию на мысли граждан, они решили подчинить себе и смерть.
Каждый отдельный человек умирать не хочет таков закон биологии. И эту биологию большевики начали ломать при помощи идеологии, внушая людям идею жертвенности. Причем советская идеология оперировала двумя типами жертвенности вынужденной и добровольной. Вынужденная это когда человека расстреливают как врага народа, объясняя приговор "высшими государственными интересами". Добровольная когда человек сам бросается на амбразуру.
Причем большевики бросили свои зерна отнюдь не на пустынную почву: коллективная жертвенность всегда была в характере русского народа. Вспомните пословицу "На миру и смерть красна". Коммунисты просто усилили и раздули то, что в русской душе уже было воспитано столетиями царских деспотий и выживания в самой холодной и самой неплодородной стране мира.
"Колхозы мертвых"
НА ЗАПАДЕ существует естественное соответствие: частная жизнь частная смерть. В отличие от западных врачей, которые говорят больному правду, наши до сих пор сообщают о смертельном диагнозе только родственникам (коллективу), но никогда самому больному. По сию пору врачи живут инструкциями Минздрава СССР.
"По инструкциям..." вот ключевое выражение, которое определяет следующий этап "освоения смерти" советской властью этап бюрократизации. Штампы, справки, номера на могилах, бульдозеры на кладбищах... Все это привело к психологическому отчуждению человека от смерти, к тому, что смерть воспринимается нами как акт гражданского состояния, как бытовой факт, а не как экзистенциальный прорыв или иная философская ипостась.
На Западе человек сегодня предпочитает не задумываться о смерти. До самого последнего момента он от нее отворачивается, чтобы не мешать мажорному восприятию мира. В России ближе всего к такому восприятию смерти Москва мегакультурный мегаполис. Но в ста километрах от столицы восприятие смерти все еще прежнее совковое. Поэтому у нас и многие кладбища такие напоминающие помойки: с перекошенными ржавыми оградами, грязью в распутицу, мусором, бомжами, крысами и бродячими собаками. И отношение к усопшим как к отходам, которые нужно утилизировать. Наши погосты при советской власти перестали внушать священный трепет. Они превратились в "колхозы мертвых".
Мы люди, у которых украдена их собственная смерть, горько восклицает Лаврин. Про каждого западного человека можно сказать, сколько он стоит: сколько стоит Сорос, сколько стоит Спилберг, сколько стоит простой банковский клерк... А теперь сравните их кладбища и наши. На их кладбищах лежат ценности. На наших отбросы...
Из жизни на свободу
СЕКРЕТАРЬ по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иерей Михаил ДУДКО:
В ТРАДИЦИИ православия земное существование воспринимается как место для подвига, посредством которого зарабатывается место в Царствии Небесном. Оно же награда и главная цель существования. Поэтому русский народ много меньше, чем другие, ценит земную жизнь. У западных народов смерть финал всего, у нас же это освобождение.
Однако я не согласен, что русские наплевательски относятся к памяти предков, и в частности к могилам. Да, в Европе на кладбищах чище, чем у нас. Но только потому, что там есть общий культ аккуратности. Уверяю вас, как только соответствующие службы перестают получать средства на уход за той или иной могилкой, ее просто сравнивают бульдозером с землей. У нас же усопших почитают много больше. И доказательство тому тот факт, что самыми посещаемыми богослужениями всегда бывают проходящие в родительские субботы.
КАК ХОРОНЯТ БОГАТЫХ И ЗНАМЕНИТЫХ
"ПУБЛИЧНЫЕ" похороны сильных мира сего, известных в народе людей, зачастую наравне со свадьбами и юбилеями становятся достоянием светской хроники.
Михаила ЕВДОКИМОВА похоронили в родном селе Верх-Обском под Бийском (Алтайский край). Траурная процессия состояла из нескольких тысяч местных жителей и известных артистов и политиков. Гроб (прямоугольный, американской конструкции с двумя откидными половинками верхней крышки, но для прощания ее сняли совсем) с телом перенесли на руках из его дома на сельский стадион, где прошла церемония прощания, траурный молебен и отпевание. Над могилой губернатора прозвучали гимн России и троекратный орудийный залп. В самый последний момент кто-то положил в гроб футбольный мяч. Президент Путин прислал на похороны венок, а столы для поминок были накрыты для всех желающих под бесконечными тентами.
Юрий НИКУЛИН нашел свое последнее пристанище на Новодевичьем кладбище. Прощание проходило в здании цирка на Цветном бульваре, президент Ельцин лично положил в дубовый гроб (приблизительная стоимость 4 тыс. долл.) цветы. Как и всех артистов, Никулина провожали с аплодисментами. Помимо прочих известных лиц на похоронах присутствовал мэр Москвы Юрий Лужков.
Александр РАГУЛИН. Легендарный хоккеист, десятикратный чемпион мира был похоронен на Ваганьковском кладбище. Гражданская панихида состоялась в Ледовом дворце ЦСКА. Церемонию сопровождала траурная процессия спортсменов. Гроб из ясеня был привезен из Канады (ориентировочная стоимость 3-4 тыс. долл.).
Криминальный авторитет (фамилию просили не указывать) был похоронен на Троекуровском кладбище. Близкие друзья и соратники покойного провели ночь в церкви, самостоятельно (!) читая над телом Псалтырь. Гроб был сделан из красного дерева (ориентировочная стоимость 25 тыс. долл.), усопший одет в костюм за 5 тыс. долл. и ботинки ручной работы за 3 тыс.
Авторитетный бизнесмен и меценат (фамилию просили не указывать) был похоронен на территории подмосковного монастыря, в котором, как утверждают наши источники, он часто бывал и в пользу которого много жертвовал. На церемонии было более 100 машин, гроб (стоимостью около 20 тыс. долл.) доставили на лимузине. Когда покойного опускали в могилу, в небо выпустили стаю белых голубей в знак освобождения души от мирской тщеты.
СПОСОБЫ УМЕРЕТЬ НА РАДОСТЬ ОКРУЖАЮЩИМ
РАССЫПАТЬСЯ ОГНЯМИ
Американская фирма "Celebrate Life!" обещает своим клиентам, что их последнее "Прощай" для друзей превратится в настоящий праздник с морской прогулкой и веселым фейерверком, уносящим в небо прах усопшего. Стоимость одного фейерверка, по патронам которого распределяется прах покойного, составляет 3250 долл., двух 3750 долл.
БРИЛЛИАНТ ИЗ БАБУШКИ
Такую услугу предлагают специалисты компании "Life Gem" ("Живая драгоценность"), базирующейся в городе Чикаго, штат Иллинойс, США. Используя современные технологии, они превращают прах (по сути углерод) в искусственные алмазы, которые потом подвергают огранке и вставляют в кулоны, серьги и перстни по выбору заказчика. Самый дорогой красный бриллиант в 1,25 карата стоит 28 000 долл., самый маленький 4000 долл., причем маленькие продаются только парами. Видимо, на серьги.
СМЕШНЫЕ ЭПИТАФИИ
Эпитафия это как бы последняя короткая реплика ушедшего, брошенная нам, живущим. Или, наоборот, последнее слово оставшихся об ушедшем. Эпитафии бывают разные. Даже такие:
"Дорогому брату Моне от сестер и братьев на добрую память".
(Одесское кладбище)
"Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук".
(Москва, Хованское кладбище)
18.10.2006
Источник: Аргументы и факты