ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чужие здесь не верят

Готовы ли в России верующие разных конфессий противостоять друг другу, как в Ливане?

Татьяна Альбрехт :: 24 октября 2006

Пока нет, но это пока, считает директор Центра изучения религий при РГГУ Николай Шабуров.

– Судя по опросам, наши верующие не хотели бы, чтобы на их территории проповедовал кто-то чужой.

– Это и понятно. Лидеры наших религиозных конфессий исходят из принципа этнического разделения паствы.

– А это что еще такое?

– Считается, что русские, белорусы и украинцы априори должны оставаться православными. Татары, башкиры, жители Северного Кавказа были мусульмане – пусть и будут. Евреи исповедовали иудаизм – пусть и исповедуют. Буряты, тувинцы и калмыки – буддисты навсегда. Пока я говорю о религиозном истеблишменте – он точно так думает. Но до какой-то степени это общая проблема нашей ментальности на современном этапе: полное непонимание и непризнание того, что религия является свободным выбором человека. Считается, что, если ты принадлежишь к данному этносу, ты автоматически должен принадлежать к определенной конфессии. Если ты ее покидаешь, это измена. И скорее всего – результат чьей-то миссионерской деятельности. Например, случаи перехода русских в ислам именно так многими и воспринимаются.

– И что, рядовой обыватель, прихожанин – он тоже так настроен?

– А у него, как это ни банально, еще не прошел шок от падения СССР и коммунистической идеологии. Обывателя мучают комплексы неполноценности и имперская ностальгия. Отсюда реакция агрессивной замкнутости и неприятия всего не своего. А еще надо иметь в виду, что с тем же исламом в массовом сознании связаны достаточно болезненные ассоциации: Чечня да терроризм. Конечно, православные лидеры никогда не позволят себе проявлять публично антиисламские настроения, но среди паствы все это распространено.

– Но ведь у нас пока нет не то что намеков на Белфаст, но и таких проявлений нетерпимости, как в Западной Украине.

– Пока нет: у нас не та история. Все-таки имперская политика царской России была в той или иной степени толерантной. Традиции толерантности у нас есть, например опыт мирного сосуществования православных с мусульманами в Татарстане. Но не стоит себя успокаивать. Мы живем на разломе эпох, в ситуации страшного внутреннего дискомфорта. А это всегда сопровождается всплеском страха и агрессии. Люди до сих пор не уверены в собственном будущем, у многих пессимистические настроения. А безответственные политики готовы использовать подобные настроения для собственной выгоды.

– Но как люди после 80 лет государственного атеизма могут стать не просто верующими, а сразу фанатиками?

– А я бы обратил ваше внимание на некую, если хотите, преемственность нетерпимости. Ведь тот же атеизм в СССР официально назывался воинствующим. То есть была та же самая нетерпимость, просто не к тем.

– А теперь стала к кому надо?

– Можно и так считать. Есть еще одна версия: ведь в советское время был не просто атеизм, а стройная идеология, которая вводила какие-то рамки и давала ощущение внутреннего комфорта. Скажем, привычное тогда представление о том, что, несмотря на какие-то частные неурядицы, все что ни делается – к лучшему. Эта идеология рухнула вместе с Советским Союзом. А без идеологии мы жить не привыкли. Вспомните: в начале 1990-х годов было огромное увлечение эзотерическими учениями, астрологией, оккультизмом, магией. Стало быть, наступил кризис рационалистического мышления, рационалистического сознания вообще. Одновременно многие пришли в церковь, вернулись к традициям предков. Однако по-настоящему воцерковленных людей (даже тех, кто просто каждое воскресенье ходит в церковь, соблюдает обряды, отмечает праздники) в России крайне мало – примерно 5 – 6 процентов респондентов. При этом у нас 70 процентов респондентов называют себя православными, и только 40 – верят в Бога.

– На каком же основании остальные 30 процентов считают себя православными? Получается, что по факту принадлежности к русскому этносу?

– Получается, что именно так: православие-это еще и способ национальной, государственной, этнической самоидентификации. Но, по-моему, это очень далеко от глубокой религиозности.

23.10.2006

Источник: Огонек

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама