Святыни древнего Дмитрова, храмы и монастыри, цари и князья предстают перед нами сегодня на полотнах заслуженного художника России Константина Александровича Прохорова. Север Подмосковья край, которому художник посвящает свое творчество, край, где он родился и где суждено цвести его солнечной живописи.
Из Москвы по Владимирскому шоссе, пересекая многочисленные притоки Клязьмы Киржач, Шерну, Пекшу, Нерль, Сомшу, Воршу, Колокшу, Судогду, мы доберемся до села Караваева, где в 1924 году родился Константин Прохоров. Заметим, что до войны Петушинский район, к которому относится село Караваево, принадлежал Московской области, и лишь позже передан во Владимирскую. Двухэтажный добротный кирпичный дом семьи Прохоровых располагался как раз напротив Свято-Успенской церкви и Петропавловского храма. Все как положено: храмы, река, русское раздолье... Дед художника по матери Василий Федосеевич Писанов руководил церковным хором, а младшая сестра матери Полина училась рисовать у иконописца Стрюкова. Полина умерла совсем молодой, и ее железные коробочки с масляными красками достались по наследству Константину.
Нынешним летом группа московских и подмосковных художников вместе с Константином Александровичем Прохоровым совершили поездку в Караваево. Они побывали в местах, связанных с творчеством И. Левитана, создавшего здесь, на реке Пекше, 17 полотен, среди которых знаменитая картина "Омут". Возле этого самого омута и остановились наши путешественники. Здесь каждому творческому человеку есть о чем поразмышлять. Среди участников поездки были С.М. Харламов, А.Ф. Якунин и другие художники. Затем была работа на пленэре, встречи с местными любителями искусства.
Интересно, что на той же улице Слободка, где располагалось родовое гнездо Прохоровых, жил когда-то мельник Чебуров дед писателя Владимира Солоухина, и хотя родился Володя в Алепине, но каждое лето проводил в доме у деда. Константин Александрович, вспоминая свое деревенское детство, рассказывает: "Дом и мельница были совсем рядом, под горой, и мы, дети, бегали смотреть на водяные колеса, на помол зерна, на работающих там мужиков, а в нижнем омуте, за мельницей любили ловить рыбу. И кто бы мог тогда подумать, что наш приятель детства Володя станет известным писателем, а одно из своих произведений "Владимирские проселки" посвятит Караваеву и деду Чебурову".
В 30-е годы многие жители села подались на заработки в города. В поисках лучшей доли Прохоровы отправляются в Кольчугино, где отец начинает работать на заводе по обработке цветных металлов и золота. В этом городе Константин учится в школе и постигает азы рисования в изобразительном кружке местного клуба. В качестве холстов студийцы использовали старые выцветшие лозунги, а на этюды выходили за город, рисовали пейзажи с облаками, лошадьми, телегами, коровами и копнами сена. Неподалеку белела церквушка, построенная в честь святого Дмитрия Солунского. Учитель АИ. Кукин часто говорил ребятам: "Пойдемте к Солунскому!" Это означало к реке, к лесу, на этюды. И только теперь становится понятным истинный, мистически-провидческий смысл призыва первого учителя: прошло несколько десятков лет (целая жизнь!), и художник Прохоров с женой и детьми поселяется в городе Дмитрове, покровителем которого считается святой Дмитрий Солунский, и навсегда связывает с этой землей свое творчество.
Позади были годы учебы в Ивановском художественном училище, Великая Отечественная война, первая персональная выставка в действующей фронтовой обстановке, потом Симферопольское художественное училище имени Самокиша, работа в картинной галерее... В 1948 году К. Прохоров получает членский билет СХ СССР, подписанный К.Ф. Юоном. А в 1957 году участвует в первом съезде художников СССР в Москве, и его избирают в руководящие органы. К этому времени он является председателем Крымского отделения СХ СССР. В начале 60-х годов Константин Александрович проводит в Коктебеле первую творческую конференцию, посвященную М. Волошину. В то время Волошин считался "отрицательным деятелем", несовместимым с советской идеологией. Но все же выставку акварелей удалось собрать и конференцию провести. Это было одним из этапов "открытия" поэта для советских читателей.
Жена Константина Александровича Нина Прохорова чуткая и наблюдательная художница. В 50-70-е годы они рука об руку, а порой и с детьми, объехали весь север страны. Селились на лето в глухих или вовсе заброшенных деревнях в тайге, питались пойманной рыбой и обходились без элементарных удобств городской жизни. Но счастьем была для них возможность творчества и непрестанного поиска натуры, той самой натуры, которую в городе "не поймаешь" и на экране телевизора не разглядишь. Ведь живописцу надо не только увидеть глазами, но ощутить натуру всеми органами чувств. Хрустнула веточка под ногой, незнакомая птица перещелкнула свою "программу", заяц скользнул за кустами, белка сбросили шишку на тропинку все это на холсте непременно останется в незаметном на первый взгляд, но единственно верном движении мазка, сочетании света и тени.
Долго Крым не отпускал их.То дети учились, то все не могли собраться в трудный путь на Родину. "Духовно я уже в Подмосковье", говорил Константин Александрович. И мечта о доме в живописном месте у воды, наконец, сбылась. В пригороде Дмитрова, в старинном селе Орудьево, они построили свой дом и мастерскую. Светлые просторные комнаты, большое озеро под окнами. Здесь в неустанных трудах промелькнули три десятка лет. И сегодня уже нет рядом с Константином Александровичем его любимой жены и талантливой художницы Нины Павловны Прохоровой, но память о ней он бережно сохраняет. Ее картины, туески из бересты, керамические изделия, расписанные ее руками, все это может сказать о ней многое.
Передо мной книга воспоминаний, очерков, путевых заметок Константина Александровича. "Иногда, вспоминая свою жизнь, пишет художник, мне кажется, что это было так давно, что как будто вспоминаешь о ком-то другом, а не о себе. И вместе с тем в памяти сохранилось все до мельчайших подробностей. Как будто это произошло только что". Город Кольчугино, например, навсегда город его юности. С внутренней теплотой говорит Константин Александрович о том, что он буквально на днях привез свои картины с выставки, прошедшей в Кольчугине, где горожане всегда хорошо принимают своего земляка и предоставляют лучшие городские залы для его работ. Конечно, в этом немалая заслуга администрации района и города.
Большой успех имела и его юбилейная персональная выставка в Совете Федерации. По ее материалам издан каталог произведений живописца. Открывает каталог триптих, созданный художником в 1995 году: "Девочка в храме перед иконой Богоматери" (левая часть триптиха), "Образ Христа Спасителя" (центральная часть триптиха) и "Крестный ход у храма Христа Спасителя" (правая часть триптиха). На последнем полотне изображены: Патриарх Алексий II с жезлом и в праздничной одежде, рядом митрополит Ювеналий, мэр Москвы Лужков, священники, вокруг много людей. И девочка, та самая, что изображена в левой части триптиха перед иконой Богоматери. Впервые триптих был представлен в селе Караваеве, а затем в Дмитрове на вечере-встрече с митрополитом Ювеналием.
В дни празднования 850-летнего юбилея города Дмитрова художник принимал активное участие в подготовке и проведении торжеств. На градостроительном совете обсуждался вопрос о флаге города. "Дмитровчанам повезло, высказал свое мнение Константин Прохоров, хотя бы в том, что наши предки оставили готовый образец флага: на белом фоне четыре княжеские короны с красной полоской внизу стяга. Но я бы предложил вдвое увеличить эту красную полосу. Флаг будет смотреться наряднее и красивее". Сегодня в новом музейно-выставочном комплексе выставлен флаг, на котором вышиты автографы тех людей, кто причастен к его нынешнему облику, в том числе и автограф К. Прохорова.
Среди художников Дмитровского края, живописцев, графиков, мастеров прикладного искусства немало известных в России имен. И Константин Прохоров яркая звезда этой плеяды. "Солнечный художник" называли его искусствоведы. Действительно, сколько солнца в его произведениях! Вот он показывает мне этюды к картине "Виноградари Крыма", которая в свое время была выставлена в Манеже. На одном из этюдов девушка в яркой красной косынке занята сбором винограда. Она сама, словно виноградина, пронизана солнечным светом, ее сильные формы полны чувства жизни, упрямо стремящейся к солнцу.
Крым, Армения, Золотое кольцо, Русский север, странствия на лодках по великим рекам, на кораблях по морям и это еще не весь "послужной" список художника-путешественника. И это не одна и не две тысячи картин и этюдов, а гораздо больше. В книге, о которой говорилось выше, опубликованы путевые записи художника, интересные и с литературной точки зрения. Здесь он рассказывает, как собирал свой маленький музей народного творчества: старинные прялки, туеса, медные ковши... И все это служит Константину Александровичу для постановки натюрмортов, создания творческой атмосферы. Чего стоит только рассказ о путешествии в Архангельскую область, городок Вельск, по старинным деревням и селам Краски, Благовещенское, Хайбутовка, в одном из которых жил пастух Терентий, умеющий говорить стихами. "Фольклорный родник" назвал его Константин Александрович.
Конечно, общение с народными самородками, бабушками-певуньями, рукодельницами давало творческому воображению художника пишу, ничем не заменимую. Его картины "Старый солдат Николай Новиков", "Полоскание белья на реке Трубеж", "Виноградарша", "Старый рыбак", "Рыбак, дед Сорокоумов", "Народные мастерицы" вводят нас в мир человека-труженика, внешне простого, но сложноорганизованного отшлифованного на перекатах истории. Русский человек одинок душой, и в одиночестве своем правды ищет. А по словам одного подвижника, "жизнь это трепетно-нежное хождение перед лицом Бога". Перед лицом самой природы художник Константин Прохоров обрел свою внутреннюю правду, правду искреннего русского человека, который в самый разгар своей золотой осени по-весеннему восклицает: "Я всегда испытываю восторг перед жизнью, перед любым ее проявлением, как бы тяжела и неприглядна она ни была. Потому что жизнь это возможность творчества. И настоящий художник никогда не должен терять этот восторг". Такой заряд мужества и жизнелюбия Константин Прохоров, думается, получил еще в молодости, когда ему посчастливилось работать с такими крупными личностями, как Юон, Герасимов, Куприн, Яковлев, Мешков, Мелихов. И не только работать, но и жить рядом с ними, наблюдать, как они относятся к окружающей жизни, к людям. "Никому не отдавайте утренних часов, они самые плодотворные для работы", учил молодых президент Академии художеств А.М. Герасимов. Прохоров всю жизнь следует этому совету. Он приходит в мастерскую ровно в восемь часов.
Удивительное искусство живопись. Один взмах кисти, другой, третий и на полотне сложнейший орнамент чувств, мыслей, образов. Цвет имеет свойство воздействовать на человеческую душу без посредников. Даже микроскопические доли "непопадания в цвет" могут нарушить гармоническое звучание произведения. Не потерять восторга задача в наши дни не из простых. Но жизнь имеет свойство прорастать в душе художника упругими всходами, прокалывающими жесткий грунт повседневности и восходящими в солнечные выси.
25.10.2006Источник: Литературная газета