В Страсбурге по инициативе России и под эгидой Совета Европы проходит семинар, который может повлиять на то, как цивилизация будет развиваться дальше в смысле трактовки прав человека, в свете духовной традиции Европы. У этого семинара, на первый взгляд, довольно сложное название "Нравственные основы и эволюция понятия "прав человека" в поликультурном обществе". На самом деле все гораздо проще: серьезные мужи, среди которых европейские комиссары, судьи и иерархи разных конфессий, собрались, чтобы сверить свои понятия о добре и зле в современном мире или, если угодно, понять, что такое хорошо и что такое плохо. Быть может, этот семинар в Страсбурге и не состоялся, если бы не активная позиция Русской православной церкви, которая в последнее время подсобралась и выглядит более цельной как организационно, так и духовно. На вопросы отвечает глава делегации РПЦ, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Владыка, с вашей легкой руки рабы божьи теперь стали пользоваться и правами человека. Вы специально сделали шаг назад, чтобы теперь выступить на два шага вперед? Ведь в Европе вы сейчас, кажется, говорите об ограничениях?
Я думаю, что мы все делаем шаги вперед. То, что считалось универсальным, а именно на универсальном характере прав человека всегда настаивал Запад, некоторыми универсальным вовсе не считается. Потому что всякие идеи, приходящие извне, люди оценивают в контексте своего собственного культурного, исторического опыта. Русская православная церковь предложила: для того, чтобы права и достоинство человека стали идеями универсальными для всех, соединить эти идеи с духовным и культурным опытом человечества, как он представлен в религиозных традициях. Но если совсем просто наша церковь предложила соединить идею прав и свобод с нравственной ответственностью человека, для того, чтобы свобода не раскрепощала грех, и для того, чтобы реализация свободы не была опасна для человеческого общежития.
Владыка, вот какой вопрос. Русские мыслители традиционно были сильны именно в религиозной философии. Можно ли утверждать, что сейчас традиция продолжается? Если да, то готовы ли это признавать европейцы? Иными словами, как там на вас реагируют?
Конечно, Русская православная церковь бросила некий интеллектуальный духовный вызов. Но отмахнуться от этого невозможно. Потому что главная идея – почему права человека полагаются в основу современного мироустройства заключается в том, что права принадлежат человеческой природе. Они проистекают из человеческой свободы. Но мы говорим, что ведь природе человека принадлежит не только свобода и проистекающие из этого права, но и нравственность. Голос совести звучит в сердце каждого человека. И почему же то, что принадлежит природе человека – нравственность не увязать со свободой, которая также принадлежит природе человека. Вот если нравственность и свобода, принадлежащие человеческой природе, а значит каждому человеку, будут увязаны, то всякая система прав и свобод будет сбалансирована. Вот тогда реализация прав и свобод будет не опасна для человеческой личности и для общества, а, наоборот, будет прочным фундаментом для созидания мирной и справедливой жизни людей.
30.10.2006
Источник: www.rtr-vesti.ru Вести.Ru