ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бог есть и на войне

Вера, как и надежда, теплилась в душе каждого солдата

Владимир Малышев :: 01 ноября 2006

В Чечне закончены крупномасштабные боевые действия. За исключением необходимого минимума выведены войска, хотя и с трудом, но все же налаживается мирная жизнь. А ведь еще совсем недавно в жестоких боях на этой земле российской армии приходилось учиться воевать по-новому. Если бы политики не мешали военным, второй чеченской кампании не понадобилось бы. Солдатам просто не давали победить. Да и "свободные" средства массовой информации работали против российской армии, словно их оплачивали чеченские боевики...

В стране раскручивался американский образ жизни, основанный на потребительском отношении к действительности, а на войне наши ребята шли на подвиг. Именно там проявились такие черты русского народа, унаследованные современными воинами от предков и основанные на православном мироощущении, как жертвенность, сила духа, братство, любовь к ближнему. В условиях клеветы в собственной стране, которую они защищали, солдаты российской армии должны были не столько доказать свое превосходство над чеченскими бандитами, сколько, уничтожив логово сепаратистов, сохранить целостность государства. Как всегда на высоте был спецназ. Впрочем, он работал в условиях, к которым предназначен: в рейдах, засадах и диверсиях. Вот один из примеров.

В первую кампанию в январе 1995 года в тыл чеченцам была заброшена группа спецназа. Она обнаружила школу диверсантов, которая питалась от электроподстанции. Спецназовцы быстро ликвидировали лагерь и пошли дальше. Они вышли к дороге, по которой боевики перевозили оружие, продовольствие и медикаменты. Там группа заложила управляемый фугас, который взорвали во время прохождения машин. Была вызвана штурмовая авиация, покончившая с колонной окончательно.

Естественно, что после этого боевики устроили за группой погоню с собаками. Пять раз разведчики ставили мины и пять раз слышали за спиной взрыв. Им не удалось оторваться, и с большим трудом, хотя и без потерь, группу забрал транспортный вертолет Ми-8.

Боевики так не работали. Несмотря на то что многие из них прошли подготовку в диверсионных лагерях, они в значительной мере полагались на силу зеленых бумажек, тайно присылаемых из-за рубежа. Басаев не стеснялся говорить об этом в средствах массовой информации. Вспомним его слова журналистам после захвата больницы в Буденновске: "У вас менты продажные, но берут много". Ему не хватило денег чтобы проехать со своими головорезами как можно дальше в глубь России.

Излишняя вера в силу денег и расчет на продажность российских военнослужащих подвели боевиков в критический момент последнего штурма Грозного, когда многие из них попали в "Волчью яму". Именно так называлась операция по уничтожению чеченских сепаратистов. За очень серьезную сумму долларов боевикам был обещан коридор, по которому они могут безопасно покинуть окруженный "федералами" Грозный. Это "подтверждали" перехваты радиообмена и агентурная разведка. Коридор был неплохо подготовлен: установлены минные поля, пристреляна артиллерия, на флангах в полной боевой готовности сепаратистов ждали российские военные. В ночь с 29 на 30 января 2000 года боевики решили покинуть Грозный. Триста человек остались тогда лежать в этом коридоре. Большинство уцелевших сдались. Там был ранен и Басаев, хотя опытный волк все же сумел избежать плена...

А наши солдаты исповедовали иную веру. Именно в ходе чеченской кампании впервые с дореволюционного времени в российских Вооруженных Силах появились православные священники. Не замедлил сказаться и результат. Вот что рассказывал по этому поводу заместитель командующего Приволжско-Уральским военным округом генерал-лейтенант Александр Игоревич Студеникин: "Во время чеченской войны в Аргунском ущелье одно из подразделений при проведении специальной операции вступило в бой. Однако успеха не достигло. Блокировав район, вперед пошли отряды специального назначения. Восемь человек подорвались на минах. Мы физически ощущали, что солдаты, видя, как их товарищи подрываются на минах, просто падали духом. Произошел духовный надлом. Накатилась моральная усталость, безразличие ко всему. Кто-то предложил пригласить священника, который в это время оказался в штабе объединенной группировки войск. На вертолете он был доставлен в ущелье. Мы дали людям отдохнуть и поговорить со священником. Солдаты потянулись к его палатке: кто исповедаться и причаститься, кто получить благословение. Мы были поражены: солдаты и офицеры в поле на передовой, а батюшка совершает таинство крещения. Произошло поистине что-то необыкновенное. Когда возобновилась операция, людей как будто подменили. Опорный пункт боевиков был уничтожен, задача выполнена без потерь. Людям иногда просто необходимо, чтобы представитель Церкви был рядом".

Не меньший интерес представляет история подполковника Маньшина, непосредственного участника обеих чеченских кампаний. Он попал на войну, будучи уже глубоко верующим человеком. Без молитвы не вступал в бой и, несмотря на страшные переделки, в которые попадал, остался живым... После последнего ранения родители забрали его из больницы под свою ответственность. Решили отвезти в монастырь. Друзья взялись помочь.

У монастырских ворот к машине подошла монахиня и спросила: "Отца И. ищите? Его нет в монастыре. Но он тут недалеко. Могу показать дорогу". Без долгих раздумий взяли в машину монахиню и поехали. Подъехали к воротам какого-то скита или монастыря. В воротах стоял схиигумен И.: "Воина... привезли", – то ли утверждая, то ли спрашивая, сказал он. Раненого положили на носилках на землю. Старец накрыл голову воина епитрахилью и стал читать "Да воскреснет Бог..". "Читает первый раз, – рассказывал подполковник Маньшин, – я ничего не слышу. Читает второй раз – я слышу. Читает третий раз – я открываю глаза. Мама от радости упала в обморок. Вижу лицо старца, листву, слышу пение птиц. Думаю: "Может, я в раю?". Но говорить еще не могу. "Ну что? Как ты?" – обращается ко мне отец И. Молчу. "Несите его в церковь. Исповедоваться будешь?" – это уже мне, в храме. Я только головой киваю, и вся исповедь моя заключалась в кивках головой. Отец И. называл грехи, говорил такие вещи, которые никто, кроме меня, знать не мог".

Месяц провел подполковник там. Монахи постоянно молились над ним, читали Евангелие, а отец И. каждый день приходил причащать. Через 10 дней Маньшин уже сидел, через три недели мог пройти несколько метров до церкви на костылях, был на литургии. А еще через 10 дней отправился домой своим ходом.

"Когда я командовал парашютно-десантным полком в населенном пункте Энгеной, в Чечне, – рассказывал Герой России гвардии полковник Михаил Юрьевич Теплинский, – при содействии отца Михаила Васильева мы построили часовню. Огромных материальных средств мы туда не вложили. Было подразделение, которое отвечало за порядок в часовне. Никому из военнослужащих не запрещалось ее посещение. Заместитель по воспитательной работе провел учет и выяснил, что до шести часов утра часовню посещали из 1800 человек группировки порядка 450 человек, причем добровольно. Не надо было убеждать солдат прийти помолиться. Они сами ставили свечи, молились или просто сидели в тишине.

Бог есть. Когда я входил в Чечню в 2001 году, у нас в группировке было 16 молодых лейтенантов. Все они были командирами взводов. Кто такие молодые, сразу после училища лейтенанты, знает каждый... И ни один не погиб".

Появление духовенства в современных Вооруженных Силах – явление не новое, а хорошо забытое старое. Институт полкового священства в России был введен еще Петром Великим. Это было естественно, поскольку воцерковление русского воинства состоялось намного раньше, во времена святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Ведь первыми после самого князя крестились воины его дружины. Поэтому не удивительно, что русское воинство всегда отличало православное понимание войны и православное восприятие смерти, милосердие к поверженным врагам и мирным жителям враждующего народа. Сегодня традиции нашего воинства возрождаются. Значит, есть надежда, что российская армия, как и прежде, станет могучей силой, способной сокрушить любого, самого мощного и коварного врага.

Что касается второй чеченской, то победа в ней закономерна. Армия была способна подавить сопротивление сепаратистов и раньше. Не хватало только политической воли. Как только руководство страны заняло твердую и бескомпромиссную позицию по чеченской проблеме, солдаты и офицеры умело довершили начатое.

01.11.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама