ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

На память – фото "духовной брани"

Традиционные обряды привлекают в тибетский монастырь Сэра толпы туристов

Дмитрий Никитин :: 02 ноября 2006

Насельники одного из крупнейших тибетских монастырей живут за счет многочисленных посетитилей. Они сами подогревают любопытство туристов 'боевыми диспутами'.

В северном предместье Лхасы, в 4 км от центра столицы Тибета, у подножия горы Сэра находится один их трех самых крупных монастырей города, а также одна из шести крупных обителей школы гелугпа в Китае. Если буддийский монастырь Шаолинь известен боевым искусством своих насельников, то монастырь Сэра – "боевыми диспутами", которые ежедневно привлекают сюда сотни туристов.

Монастырь основан в 1419 г. Джамченом Шакья Иси – одним из восьми ближайших учеников и сподвижников Цзонхавы, основателя школы гелугпа (желтошапочников). Обитель занимает площадь около 115 тыс. кв. м и представляет собой прилепившийся к скале архитектурный комплекс со множеством ступенчато расположенных храмов и монашеских келий в стиле традиционных культовых сооружений Тибета.

Название "Сэра" (по-тибетски – "дикая роза", "шиповник") монастырь получил в связи с тем, что ко времени начала строительства выбранное для обители место было покрыто кустами диких роз. 27 декабря по тибетскому календарю здесь отмечается буддийский праздник Сэрапанчин, на который стекаются паломники со всего Тибета.

Из Лхасы добраться до монастыря довольно просто. Близ дворца Потала, бывшей резиденции Далай-ламы, надо сесть на автобус, который через четверть часа подъезжает ко входу в обитель.

Трехэтажные здания традиционной тибетской архитектуры с трапециевидной стеной и плоской кровлей огорожены невысокой стеной. Когда-то здесь подвизалось около 5 тыс. насельников, но в начале 1950-х гг., после аннексии Тибета, начались гонения, и число монахов резко уменьшилось. Ныне их здесь около 300 человек. Монастырь, как архитектурный памятник, взят под государственную охрану в 1961 г., но во время "культурной революции" (1967–1977 гг.) "под охрану" взяли и большую часть монахов. Обитель начала возрождаться с середины 1980-х гг., когда Тибет стал постепенно открываться для иностранцев.

Как и другие буддийские обители Тибета, монастырь Сэра существует в основном за счет входной платы. Монахи-тибетцы понимают это и терпимо относятся к любознательным туристам, стремящимся заглянуть даже в самые укромные уголки обители.

Сначала паломники и туристы поднимаются по аллее, ведущей в гору. Справа – главный храм. Внутри между колоннами рядами сидят монахи, читающие молитвы. Штабеля священных книг уходят под потолок. Тибетские книги относительно узкие и длинные, форма их позаимствована у индийских рукописей на пальмовых листьях, и открываются они вертикально, на связках. Книгопечатание, а точнее, ксилографическая печать с вырезанных на досках форм, пришло из Китая в Тибет раньше, чем появилось в Европе.

Однако чтение книг давно стало необязательным. Считается, что они обладают магической силой, поэтому раскрывать их необязательно. И сила эта увеличивается многократно, если использовать серебряные или лучше – золотые чернила.

В центре третьего зала – молитвенный алтарь в виде многоярусной ступы – чортена, пирамиды, украшенной старинным оружием и статуями. Дежурный монах наблюдает, чтобы выходящие не забыли, встав на колени, опустить голову в молитвенную нишу у основания чортена.

К трем часам дня толпы туристов заполняют монастырь. Ежедневно их доставляют сюда именно к этому времени на экскурсионных автобусах прямо по монастырской аллее. Гвоздь программы – "боевой диспут", в котором участвуют все монахи, свободные от дежурств и других послушаний.

На большом монастырском дворе в тени платанов яблоку некуда упасть: все пространство усеяно живописными группами насельников в облачениях вишневого цвета. Участники диспута "работают" либо в паре, либо в небольшой группе. Один из них в позе Будды сидит на плоской подушке и демонстрирует полную отрешенность. Его оппонент коршуном вьется вокруг него.

Но сидящий аскет продолжает сохранять полную невозмутимость и не вступает в пререкания. "Нападающий" в течение 1–2 минут гневно "заводится", после чего идет в атаку. Приподняв правую ногу, согнутую в колене, он протягивает левую руку в сторону невозмутимого, а затем с криком, в броске устремляется на противника. При этом правая рука выбрасывается вперед, одна из ладоней по касательной с хлопком ударяет по другой и летит дальше, замерев в сантиметре от головы партнера. А тот сидит себе на подушечке с каменным лицом.

Туристы, стоящие по периметру вдоль каменного забора, не перестают щелкать затворами фотоаппаратов, стараясь поймать эффектный момент. "Духовная брань" продолжается ровно 40 минут. Затем наместник хлопает в ладоши, и монахи, сбросив маску гнева, с улыбкой рассаживаются на земле стройными рядами. Краткий "разбор полетов" завершается раздачей "премиальных": бритоголовые аскеты цепочкой тянутся к наместнику, и тот вручает каждому "богослову" по 300 юаней (около 40 долларов) "за труды".

Но для монахов "не в деньгах счастье". Главное – это вручение каждому из них хадака (по-тибетски "хадак" – "обрядовый шарф"). Это длинный кусок белой ткани, сложенный по длине в два слоя. Подношение хадака – неотъемлемый элемент ритуала поклонения буддийским святыням, насчитывающий несколько сотен лет. Он также обязателен при встрече и проводах высоких гостей, духовных наставников. Хадак фигурирует и в качестве выражения скорби на похоронах, и как символ пожелания благополучия молодоженам.

Хадак бывает не только белого, но и голубого, темно-синего, желтого цвета, есть и пестрые шарфы. По ламаистскому обычаю они олицетворяют одежду Будды и преподносятся лишь при особо торжественных религиозных церемониях. Но все же преобладает белый хадак. В представлении тибетцев этот цвет олицетворяет благородство, величие, чистоту, искренность, доброту и благополучие.

Подношение и выбор хадака производятся строго по этикету. В старые времена чиновничьей иерархии хадаки, предназначенные для каждого разряда служилых людей, строго регламентировались. Нарушение устоев считалось преступлением. В народе выбор хадака зависит главным образом от возможностей подносителя. Перед тем как поднести хадак, надо аккуратно сложить ткань вдвое по длине, свободные края при этом должны быть обращены к тому, кому хадак подносится. Если хадак подносится вышестоящему по чину или старшему по возрасту, то подносящий должен наклониться под углом в 90 градусов, затем поднять хадак на вытянутых руках выше головы и положить его аккуратно на протянутые руки принимающего.

Через час после "боевого диспута" и получения хадака его участники длинным ручейком стекаются в храм на молитву с благостными лицами. Но завтра снова "бой", "покой нам только снится".

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама