Восстановление православных монастырей и храмов в Приволжье идет завидными темпами. Только в Нижнем Новгороде за последние десять-пятнадцать лет засияли золотыми куполами десятки некогда заброшенных соборов. Послезавтра, когда Россия будет праздновать День народного единства, в приволжской столице будет освящен еще один восстановленный храм церковь преподобного Сергия Радонежского. Вместе с тем возрождению православных святынь не всегда сопутствует идиллическая картина согласия между церковью и светом.
Не для того взрывали
Вокруг восстановления последней из взорванных коммунистами церкви Феодоровской иконы Божией Матери кипят нешуточные страсти.
Кому из местного начальства в 1962 году, когда массовые гонения на церковь давно остались в прошлом, пришла идея взорвать небольшой красивый храм на высоком берегу Вятки, теперь уже не выяснить. Говорят, что поводом к этому стало как раз месторасположение церкви, которую было видно издалека. И местное партийное начальство, убоявшись, как бы во время очередного инспекторского визита на вызывающие купола не наткнулся взгляд начальства московского, решило церковь взорвать от греха подальше .
Сделать это тогда оказалось не так просто. Узнав о предстоящем варварстве, на защиту церкви собралось множество народу. По словам очевидцев, разогнать толпу не могли даже мощные милицейские силы. В конце концов, просто объявили в рупор, что сейчас заряд будет подорван. Народ бросился от храма, давя друг друга. И минуту спустя раздался взрыв. Замечательно красивое место на берегу Вятки пустовало очень долго.
Первоначально была идея поставить на этом месте памятник, посвященный 600-летию областного центра, основанием которого должна была служить заложенная 34 года назад Капсула времени с обращением к потомкам. Но она так и не была реализована в связи с начавшейся в стране перестройкой.
Потом Вятская епархия вышла с идеей восстановить храм, по поводу чего в начале октября этого года на набережной Грина, где раньше стояла церковь, состоялся торжественный молебен за благополучный исход благого дела.
9 октября нынешнего года фирма-подрядчик обратилась в горадминистрацию за разрешением на проведение строительных работ, и вскоре восстановление храма началось. Но уже 25 октября было остановлено.
По словам чиновников кировской мэрии, которые приостановили строительство, разрешение было дано лишь на проведение подготовительных работ. А непосредственно раскопки требуют специального согласования с целым рядом различных служб, которое сделано не было.
Но у церкви иная точка зрения на эту ситуацию. По словам секретаря Вятской
епархии отца Александра Балыбердина, имелась устная договоренность с городскими властями, что работы будут вестись параллельно с процессом согласования. А запрет, наложенный властями на продолжение стройки, на самом деле связан с позицией кировских ветеранов, которые обратились в администрацию города с требованием отменить строительство. Главный мотив обращения церковь садится на место другого памятника. Однако, по словам Александра Балыбердина, ветераны мотивируют свое требование даже такими доводами: Не для того мы в свое время эту церковь взрывали, чтобы ее сейчас восстанавливали .
Ситуация осложняется и тем, что церковь была каменная, и первоначально ее планировали восстановить в первозданном виде. Но после обследования выяснилось, что берег Вятки в этом месте уже не тот и не выдержит большого каменного сооружения.Поэтому решено было строить деревянную церковь, хотя и максимально похожую на прежнюю. Теперь затормозился и этот процесс: в мэрию обратился один из авторитетных городских архитекторов, который утверждает, что происходит откровенная попытка строительства на историческом месте совершенно другой, новой, причем деревянной церкви, которая ни по планировке, ни по объемной композиции даже близко не напоминает ту каменную .
Вместе с тем поступают предложения перезаложить Капсулу времени в другое место уже с новым посланием, содержащим рассказ обо всей этой удивительной истории в назидание потомкам. Словом, ситуация вокруг восстановления храма становится все более запутанной.
Звонок
по поводу звона
Мария Волкова
Нижний Новгород
В редакцию приволжского представительства Российской газеты позвонили жители дома номер 2А по улице Западный городок: им очень сильно мешает колокольный звон, разносящийся из Крестовоздвиженского монастыря, ближайшими соседями которого они являются. Жить в таком соседстве, как говорят сами жильцы, очень сложно.
Впрочем, точки зрения на подобное соседство не всегда однозначны. К примеру, Николай Южанинов живет в новостройке по соседству с другим храмом Спаса Всемилостивого, что на улице Горького. И ни на что не жалуется. По его уверениям, просыпаться под звон церковных колоколов чудо как хорошо, благодать несказанная. Но с другой стороны, от дома Николая до колокольни метров примерно сто, плюс к тому звукоизоляция новеньких стеклопакетов.
Это же просто невозможно, когда над ухом постоянно звон с утра пораньше , говорит жительница из дома-соседа Крестовоздвиженского монастыря, чьи окна выходят аккурат на монастырскую колокольню, находящуюся примерно в десятке метров от старых подгнивших рам. Звон стал последней каплей, переполнившей чашу терпения женщины и других жителей дома, и заставившей обратиться в редакцию. Идет стройка, постоянно во дворе стройматериалы и мусор, гудят грузовики, работы ведутся прямо под окнами, очень шумно, да еще звон. Более того, девочки-воспитанницы монастыря бегают к нам в подъезд переодеваться , жалуется Елена Викторовна, самая активная из соседок монастыря.
По ее словам, вся территория, на которой находится их дом, уже принадлежит храму. В течение нескольких лет жильцов обещают расселить, но дело не движется. И нам плохо здесь жить, и церковникам плохо, они звонят в колокола мы скандалим, расселили бы нас уже, и решили проблему , говорит Елена Викторовна.
комментарий
Игорь Пчелинцев,
Протоиерей Нижегородской епархии:
Постоянно какие то испытания идут у нас с этим монастырем, находятся какие то неспокойные души, которые пытаются помешать строительству, но в итоге все горожане будут рады, что в центре города у нас появится такая жемчужина Крестовоздвиженский монастырь. Расселением соседей монастыря должны заниматься городские власти: вопрос решается, никто обижен не будет.
02.11.2006
Источник: Российская газета