ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Розовый зефир

Наталья Лосева :: 03 ноября 2006

"Позвонил из хосписа папа Миши, сказал, что им там очень понравилось..." – я всматриваюсь в слова письма из закрытой волонтерской рассылки и понимаю, что сразу не могу ни выстроить, ни вместить их смысл. Я знаю историю: как искали деньги на лечение мальчика и нашли, как появилась надежда и радость, как достойно держались родители, и бабушка продавала на лекарства дом (но что дом, когда – внук). Потом состояние Миши ухудшилось, и никто не хотел и не смел верить, даже самые опытные из волонтеров... Очень долго искали место в хосписах, потому что Миша – не русский и не россиянин. И что-то сломалось в картине мира, радость стала другой, неправильной или, наоборот, единственно уместной: место в хосписе нашли – выписали специальный талон. Миша теперь умрет спокойно и почти небольно, так, как должны умирать маленькие, измученные болезнью, "безнадежные" дети. Вот такие страшные слова я пишу сейчас жестоко и специально. Прочтите их еще раз.

Какая странная радость.

Думать о Мише и его папе – интеллигентном, образованном армянине, перебирающем последние минуты Мишкиной жизни, почти невозможно. От безысходности можно сойти с ума, не выдержать, кричать, бежать. Но отчего-то парадоксально легче считать, что это не частная Мишина беда, а системный кризис пробуждающегося общества.

...С той же жестокостью я задаю вопрос в блогах, формулируя его намеренно некорректно и внахлест: "если будете поставлены перед выбором, кому отдадите деньги – ребенку, имеющему шанс выжить, или тому, кто все равно погибнет, но страдания можно облегчить?" Разумеется, я не получаю единогласного ответа, его нет, есть ступор. И часто повторяющаяся фраза: "не дай мне Бог такого выбора". Не дай.

Мне много раз говорили, что хуже всего крупные жертвователи дают "безнадежным" детям и старикам. Вряд ли это происходит по циничному расчету. Скорее из известного и природного человеческого страха перед деланьем бесполезным и безуспешным. Страха, который, собственно, и есть чудовищное заблуждение. Но мне никак не удается найти правильные вербальные ниточки, выточить суть, объяснить как не надо, как глупо бояться жертвы такой, без фанфар и счастливого финала. Ответом – только истории.

Доктор Лиза Глинка, маленькая и хрупкая, как воробышек, женщина, на свои деньги обустроившая хоспис в Киеве. Мы сидим на ее кухне в центре Москвы и говорим о пустяках, о чем-то совсем неважном. Через несколько часов Лиза будет поездом отправлять малыша Юру, полуживого, высосанного раковой опухолью русского сироту, в Киев. Доктор Лиза, специалист по паллиативной медицине, знает, что Юрочке жить не больше недели. Эту неделю она будет петь ему колыбельные и за день до Юркиной смерти напишет в ночи: "Знаешь, он улыбнулся!". Такая странная радость...

Сергей, московский бизнесмен со средним набором среднемосковских благ и бытового счастья. Однажды заболеет дочь его друзей... Несколько лет после ее смерти Сергей будет опекать отделение на Каширке, приходя как на работу с фруктами, деньгами, тортами, отмечая дни рожденья лысых от "химий" и обоженных изнутри радиотерапией людей. В конце концов он разорится, продаст за долги квартиру, уедет к матери в Подмосковье. Теперь на электричке три раза в неделю он приезжает все в то же отделение с тазиком домашних пирожков. От мамы. Городской сумасшедший, безумец и фанат. Единственный близкий человек для кого-то из пациентов.

Этих историй много, и я задаю, задаю свой тяжелый вопрос, рассчитывая услышать формулу правды. Много моих знакомых – в разной степени известных людей – месяцы и годы помогают умирающим детям. Они организуют фонды, загоняют родственников и поклонников сдавать кровь, отдают свои деньги, ездят в хосписы и дома инвалидов. Кажется, их удивительно много, они сильные и успешные, вот еще чуть-чуть и избыток добра и средств вылечит мир от детской смерти. Но немного статистики, немного свидетельств и благополучие оборачивается иллюзией.

Наверное, то, что происходит сейчас страшнее безразличия и неведения. То общее место, которое принято называть обществом, разделилось на четкие и неравные группы. Безоговорочно меньшая группа тех, кто находит в себе силы помогать. Безоговорочно доминирующая – тех, кто считает, что всё устроят первые. Замечала, что эту кучку меценатов и спонсоров не любят. Подозревая в неискренности, претензии на индульгенцию, поисках каких-то особенно закрученных выгод. Нелюбовь обостряется, когда деньги и силы расходуются на обреченных.

Какие-то инстинкты, какой-то чудовищный дарвинизм принуждает нас считать, что прерогативное право не у того, кто "безнадежен". Как будто бы мы, а не Бог, не чудо, не природа бестрепетной рукой сортируем этих больных: у тебя шанс, а ты – прости, брат. И больше, мы с той же нещадностью судим посмевших поверить в чудо или потратить свое на бессмысленное в мирском понимании предприятие. Мы отказываемся от умирающих детей, как не оправдавших ожидания, отворачиваемся от их родных, не умея быть пригодными, проезжаем мимо стен хосписа, откладывая их в другую часть жизни. Такая самонадеянность.

Мне рассказывали давнюю историю про одного московского доктора из "тяжелого" отделения. Когда больной умирал, и выжатые, измотанные родные умоляли: "доктор, ну хоть что-нибудь, мы чем-нибудь можем ему помочь?", он отправлял их за розовым зефиром. Не знаю, существовал ли такой зефир вообще или был жесточайшим дефицитом, но это бессмысленное занятие, этот странный обман держал близких. Нечто подобное доктор устраивал и для угасающего больного. Он дарил свою странную радость.

...Я собираю коллекцию людей, несущих крест помощи тем, кому помочь нельзя, делающих это сухо и очень честно, порою с каким-то бесстрастным прагматизмом. Их мало, они – экзотика. Но в их парадоксальной миссии больше жизни, чем во всей паркетной благотворительности. У них давно сформулированы ответы, в которых нет ни безнадежности больных, ни безнадежности поступков. Видимо, и наша надежда на них – закваску общества, способного достойно обращаться с обреченными. И тогда – зрелого и счастливого для живых.

Источник: РИА Новости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама