ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

4 ноября. От легализации к канонизации

Почему из пантеона отечественной истории Кремль выбрал именно Минина и Пожарского и события 1612 года

Виталий Третьяков :: 03 ноября 2006

Стратагемы

День народного единства, который нынешняя российская власть пытается конституировать в качестве главного национального праздника, пока не пользуется особым почтением среди самого народа и вызывает много споров и еще больше скепсиса в политизированных (политических и околополитических) кругах.

И первое, и второе понятно и даже естественно. Народ, широкие массы населения, общество или нация в целом принимают как праздник то, что очевидно и непреложно таковым для них и является, прежде всего эмоционально, а не рассудочно. А эмоционально то, что актуально. Сопереживать истории, тем более далекой (от событий 1612 года нас отделяют почти четыре века!), могут лишь особо изощренные знатоки, до нюансов знакомые с сутью и значением того или иного исторического события, либо те, кто воспринимает любую историю как актуальную, то есть собственно политики.

Ясно, что большинство населения современной России, как и любой другой страны, ни к первой, ни ко второй категории не относится и относится не может.

Через пятнадцать – двадцать лет пафосных гуляний по случаю новообретенного праздника привычка его отмечать превратится в традицию, сама дата наберет необходимую информационную, пусть несколько профанную, полноту и, возможно (но не обязательно), требуемую для общенационального торжества эмоциональную насыщенность. Время не только лечит (то есть уводит в небытие неприятное), но и превращает (точнее: легализует, затем конституирует и, наконец, канонизирует) миф (а всякий праздник – это миф о счастливом в конце концов прошлом) в актуальную реальность. 4 ноября просто не прошло еще этого необходимого исторического пути, чтобы из президентско-парламентского установления стать Праздником в точном смысле этого слова.

Исторически подкованные скептики обычно указывают на хронологические нестыковки, связанные с празднованием именно 4 ноября в XXI веке освобождения Москвы (Кремля, московского престола) от иноземного владычества.

(Кстати, поляки зря обижаются, они здесь вообще, строго говоря, ни при чем – просто попали под горячую руку русской истории.

Дело не в том, что они – поляки. Дело в том, что казус с поляком на русском престоле – первый случай пребывания иноземца в качестве главы Русского государства во всей послеордынской, то есть абсолютно суверенной, истории России. Сподобился бы на это эфиоп или китаец – никто бы поляков и не вспомнил.)

Политически заостренные скептики, иронизируя над хронологическими нестыковками, не приемлют 4 ноября как общенациональный праздник по разным, в зависимости от своей идеологической ориентации, причинам. Коммунисты – потому, что 4-м ноября заменили 7-е ноября. Либералы – потому, что единственным праздником, с которым они бы согласились, исходи инициатива его учреждения даже и от Путина, было бы 21 или 22 августа (считая от 1991 года) или ельцинское 12 июня (от 1990 года). Наиболее уравновешенные политические скептики предпочли бы оставить главной общенациональной датой-торжеством 9 мая.

У всех свои резоны, причем небезосновательные.

9 мая под сомнение не ставится никем. А в сравнении с 4 ноября 9 мая, безусловно, не нуждается в какой-либо эмоциональной или информационной возгонке. В Дне Победы, однако, отсутствует тот политический смысл, который вкладывается сегодняшней властью в 4 ноября.

Августовские или июньская дата, разумеется, никакого единства сегодня создать не могут. А первоначальное название праздника 12 июня – День независимости России – вообще для русского уха звучит как историко-политическая абракадабра. И таковой является, ибо независимость может возникать только у бывшей колонии.

Между прочим, 7 ноября, на мой взгляд, понижено в статусе и принижено и исторически, и политически, и эмоционально зря. То есть все мотивы этого совершенно ясны и имеют под собой рациональную основу, однако стоит ли деканонизировать собственную историю так яростно, как это делаем мы, большой вопрос. Тем более что эту деканонизацию с удовольствием и даже политическим сладострастием тут же подхватывают все и всегда многочисленные (как у всякого большого и исторически имперского государства), мягко выражаясь, оппоненты России.

Кстати, о у ноября нужно сказать особо. По двум причинам, каждая из которых имеет отношение и к новому празднику 4 ноября.

Первая причина формальная и связана с генезисом ноября как праздника. То есть с тем путем, которым должно пройти и 4 ноября, чтобы однажды уравняться с неформальным статусом 7 ноября в варианте 1967-го или 1977 года.

Алогичность празднования 7 ноября очередной годовщины Великой ОКТЯБРЬСКОЙ социалистической революции лежит на поверхности (то есть просто зафиксирована в дате и названии праздника), однако эта очевидная алогичность никому не мешала и никого (за исключением мизерного меньшинства) не раздражала. Время и традиция празднования 7 ноября сняли и известную всем знакомым с историей проблему того, что как день Великой революции отмечалось то, что сами творцы и вожди этого события первоначально называли всего лишь Октябрьским переворотом. И еще много каких исторических и политических "шероховатостей" сошло с даты и даже с событий 24 октября/7 ноября за время генезиса этого праздника.

Но – обратим на это внимание – помимо естественного хода событий и не всегда естественной шлифовки истории в трансформации даты 7 ноября принимали участие без преувеличения гении политики и культуры: Ленин, Сталин, Эйзенштейн, Пудовкин, братья Васильевы, Маяковский, Есенин, Горький (не без отходов в сторону и даже попятных шагов), Мейерхольд и Таиров, почти весь русский художественный авангард – от живописцев и скульпторов до архитекторов. И все это были имена не только национальные, а международные, авторитета и уровня известности которых сегодня в России не имеет никто (как и само событие "Русская революция" и феномен "Советская Россия", сразу же приобретшие статус всемирного эксперимента). Найдутся ли сегодня у нас такие имена и такая интеллектуальная сила и политическая воля, чтобы "отшлифовать" сомнительную для одних и раздражающую других дату 4 ноября до нужного блеска? Вот в чем вопрос, как выражался реально пухлый датский принц, превратившись в поджарого шекспировского интеллектуала.

Вторая причина, по которой 4 ноября можно и нужно рассматривать на фоне 7 ноября, на мой взгляд, состоит в том, что однажды два эти праздника сольются в единую историко-политическую субстанцию, в Русский (Российский) праздничный кватрион (4-7 ноября), чему я вижу много оснований, заслуживающих отдельного перечисления и разбора. Надеюсь в следующем году в специальной работе подняться и до таких высот, а пока вернусь собственно к 4 ноября.

Этот день выбран как пока еще прообраз будущего общенационального праздника Народного единства по причинам историческим, религиозным и политическим. Исторические причины и фабульно-хронологическая сторона истории – вещи разные, хотя и связанные. И календарные несуразности отражения событий четырехсотлетней давности малосущественны. Религиозная, а точнее сакральная причина лежит абсолютно на поверхности и, кстати, снимает и аргументы исторических скептиков.

Вот что прямо пишется о 4 ноября (по новому стилю) в официальном Православном церковном календаре: "Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)". Думаю, добавлять к этой цитате ничего не нужно.

Остаются причины чисто политические. И они таковы. События, привязанные к дате 4 ноября, политически (но на историческом основании) раскладываются так:

– впервые в русской истории с момента выхода Руси из-под суверенитета Золотой Орды (по иной версии – из государственного симбиоза с Золотой Ордой) правящая элита отдала власть над страной и государством иноземцу;

– вследствие этого РОССИЯ фактически и почти юридически потеряла свой суверенитет (чего не случалось, когда в XVIII веке на русский престол тоже возводились иноземки);

– смута и неустроенность в Государстве Российском от такого в общем-то банального по меркам европейских политических традиций того времени (и даже более позднего) маневра не только не исчезли, а, напротив, усилились;

– то ли это, то ли сам факт утраты национальной (этнической, а в перспективе, возможно, и конфессиональной) суверенности, то ли сочетание этих факторов настолько возмутили лучшую часть высшего сословия (элиты) России и ее народные массы, что, соединившись воедино (князь Пожарский от элиты и гражданин Минин от народа как фигуры не столько исторические, сколько символические), они вместе изгнали иноземного правителя и его иноземное войско из Кремля, из Москвы, из России, избрав себе (путем выборов в рамках сословной демократии) нового (русского и православного) царя (верховного правителя).

Еще раз повторю, что этническая принадлежность иноземцев (поляки это или не поляки) в этой политической коллизии никакого значения не имела. Имело значение то, что это были не коренные жители России (утеря национального суверенитета), что они были представителями другой страны и иностранной династии (утеря государственного суверенитета), иной веры (угроза утери конфессионального суверенитета). В этих условиях был бы изгнан любой, кто воплощал все эти угрозы.

Для династии Романовых, получившей на триста лет власть в России, 1612 и 1613 годы были, скорее, символами Единства их народа с Ними (абстрактно – с Властью).

Для современной российской власти 4 ноября (от 1612 года) – символ, существующий в трех ипостасях: возврат не утрачивавшегося затем никогда надолго и тем более над всей страной суверенитета России; возврат этого суверенитета посредством единения народа и лучших представителей элиты, в том числе и властной; единство народа, нации, общества в целом – и по вертикали (выборы верховного правителя), и по горизонтали.

В первых двух ипостасях праздник 4 ноября исторически и политически безупречен. Эмоционального и информационного наполнения ему, как я уже говорил, не хватает. Но, между прочим, отчасти и сама нынешняя власть в этом виновата.

А вот третья ипостась 4 ноября является проблемной, причем очень и очень проблемной. Более того – конфликтной.

Верховного правителя (теперь уже президента) мы, конечно, избираем, и избираем абсолютно демократически. И он в данный короткий исторический период более чем популярен. Но в остальном никакого единства ни по вертикали, ни по горизонтали у нас в стране и в обществе нет. И в ближайшее время не предвидится. Более того, кое в чем не единство наше нарастает и обостряется.

А кроме того, нет единства и в понимании самой отечественной истории (по сути, у нас по-прежнему две истории – "белая" и "красная"), нет единства в понимании дня сегодняшнего (а внутри этого – нет даже единой морали, моралей у нас тоже минимум две), нет единства и в понимании будущего. Вообще нет единства ни по одному более или менее существенному общественному вопросу, кроме самых банальных.

Из последнего печального факта и вытекают все те прямо и криво противоположные по лозунгам и идеям демонстрации, марши и манифестации, которые состоятся в Москве (и не только в Москве) 4 ноября – в день Народного единства. Демонстрации и марши разрозненности.

Мэр Москвы Юрий Лужков громогласно заявил, что какие-то из этих маршей он запретил. Но не в силах он запретить ни разномыслие, ни тем более – разрозненность. Да и не мэр Москвы является одним из немногих на сегодня символов единства России, единства ее народа и народов. Кроме самой России и еще некоторых ее субстанциональных качеств и институциональных структур и систем единственным персональным воплощением единства страны является сегодня только президент Владимир Путин.

Мэры запрещают и разъединяют, а президент должен разрешать

(в обоих смыслах этого слова), просвещать, соединять и умиротворять.

Вот почему я и считаю, что если есть серьезные основания опасаться провокаций, стычек и прямых столкновений 4 ноября, то накануне, 3 ноября, Владимир Путин должен обратиться к стране и нации с соответствующими словами объединения и умиротворения.

Он должен обратиться к стране и нации и в том случае, если таких опасений нет. Ибо если даже нет опасений, то и единства тоже пока нет.

И так еще десять, пятнадцать, двадцать лет должен обращаться к стране и нации каждый следующий ее президент-до тех пор, пока единство не возродится (или не возникнет), пока словесная формула праздника не совпадет с реальностью, пока День народного единства народом и народами России не будет канонизирован ментально и эмоционально. Проще говоря, не будет признан своим.


Празднику 4 ноября хватает и политического смысла, и исторической основательности. Недостает лишь эмоционального отношения и собственно единства

03.11.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама