Стратагемы
День народного единства, который нынешняя российская власть пытается конституировать в качестве главного национального праздника, пока не пользуется особым почтением среди самого народа и вызывает много споров и еще больше скепсиса в политизированных (политических и околополитических) кругах.
И первое, и второе понятно и даже естественно. Народ, широкие массы населения, общество или нация в целом принимают как праздник то, что очевидно и непреложно таковым для них и является, прежде всего эмоционально, а не рассудочно. А эмоционально то, что актуально. Сопереживать истории, тем более далекой (от событий 1612 года нас отделяют почти четыре века!), могут лишь особо изощренные знатоки, до нюансов знакомые с сутью и значением того или иного исторического события, либо те, кто воспринимает любую историю как актуальную, то есть собственно политики.
Ясно, что большинство населения современной России, как и любой другой страны, ни к первой, ни ко второй категории не относится и относится не может.
Через пятнадцать двадцать лет пафосных гуляний по случаю новообретенного праздника привычка его отмечать превратится в традицию, сама дата наберет необходимую информационную, пусть несколько профанную, полноту и, возможно (но не обязательно), требуемую для общенационального торжества эмоциональную насыщенность. Время не только лечит (то есть уводит в небытие неприятное), но и превращает (точнее: легализует, затем конституирует и, наконец, канонизирует) миф (а всякий праздник это миф о счастливом в конце концов прошлом) в актуальную реальность. 4 ноября просто не прошло еще этого необходимого исторического пути, чтобы из президентско-парламентского установления стать Праздником в точном смысле этого слова.
Исторически подкованные скептики обычно указывают на хронологические нестыковки, связанные с празднованием именно 4 ноября в XXI веке освобождения Москвы (Кремля, московского престола) от иноземного владычества.
(Кстати, поляки зря обижаются, они здесь вообще, строго говоря, ни при чем просто попали под горячую руку русской истории.
Дело не в том, что они поляки. Дело в том, что казус с поляком на русском престоле первый случай пребывания иноземца в качестве главы Русского государства во всей послеордынской, то есть абсолютно суверенной, истории России. Сподобился бы на это эфиоп или китаец никто бы поляков и не вспомнил.)
Политически заостренные скептики, иронизируя над хронологическими нестыковками, не приемлют 4 ноября как общенациональный праздник по разным, в зависимости от своей идеологической ориентации, причинам. Коммунисты потому, что 4-м ноября заменили 7-е ноября. Либералы потому, что единственным праздником, с которым они бы согласились, исходи инициатива его учреждения даже и от Путина, было бы 21 или 22 августа (считая от 1991 года) или ельцинское 12 июня (от 1990 года). Наиболее уравновешенные политические скептики предпочли бы оставить главной общенациональной датой-торжеством 9 мая.
У всех свои резоны, причем небезосновательные.
9 мая под сомнение не ставится никем. А в сравнении с 4 ноября 9 мая, безусловно, не нуждается в какой-либо эмоциональной или информационной возгонке. В Дне Победы, однако, отсутствует тот политический смысл, который вкладывается сегодняшней властью в 4 ноября.
Августовские или июньская дата, разумеется, никакого единства сегодня создать не могут. А первоначальное название праздника 12 июня День независимости России вообще для русского уха звучит как историко-политическая абракадабра. И таковой является, ибо независимость может возникать только у бывшей колонии.
Между прочим, 7 ноября, на мой взгляд, понижено в статусе и принижено и исторически, и политически, и эмоционально зря. То есть все мотивы этого совершенно ясны и имеют под собой рациональную основу, однако стоит ли деканонизировать собственную историю так яростно, как это делаем мы, большой вопрос. Тем более что эту деканонизацию с удовольствием и даже политическим сладострастием тут же подхватывают все и всегда многочисленные (как у всякого большого и исторически имперского государства), мягко выражаясь, оппоненты России.
Кстати, о у ноября нужно сказать особо. По двум причинам, каждая из которых имеет отношение и к новому празднику 4 ноября.
Первая причина формальная и связана с генезисом ноября как праздника. То есть с тем путем, которым должно пройти и 4 ноября, чтобы однажды уравняться с неформальным статусом 7 ноября в варианте 1967-го или 1977 года.
Алогичность празднования 7 ноября очередной годовщины Великой ОКТЯБРЬСКОЙ социалистической революции лежит на поверхности (то есть просто зафиксирована в дате и названии праздника), однако эта очевидная алогичность никому не мешала и никого (за исключением мизерного меньшинства) не раздражала. Время и традиция празднования 7 ноября сняли и известную всем знакомым с историей проблему того, что как день Великой революции отмечалось то, что сами творцы и вожди этого события первоначально называли всего лишь Октябрьским переворотом. И еще много каких исторических и политических "шероховатостей" сошло с даты и даже с событий 24 октября/7 ноября за время генезиса этого праздника.
Но обратим на это внимание помимо естественного хода событий и не всегда естественной шлифовки истории в трансформации даты 7 ноября принимали участие без преувеличения гении политики и культуры: Ленин, Сталин, Эйзенштейн, Пудовкин, братья Васильевы, Маяковский, Есенин, Горький (не без отходов в сторону и даже попятных шагов), Мейерхольд и Таиров, почти весь русский художественный авангард от живописцев и скульпторов до архитекторов. И все это были имена не только национальные, а международные, авторитета и уровня известности которых сегодня в России не имеет никто (как и само событие "Русская революция" и феномен "Советская Россия", сразу же приобретшие статус всемирного эксперимента). Найдутся ли сегодня у нас такие имена и такая интеллектуальная сила и политическая воля, чтобы "отшлифовать" сомнительную для одних и раздражающую других дату 4 ноября до нужного блеска? Вот в чем вопрос, как выражался реально пухлый датский принц, превратившись в поджарого шекспировского интеллектуала.
Вторая причина, по которой 4 ноября можно и нужно рассматривать на фоне 7 ноября, на мой взгляд, состоит в том, что однажды два эти праздника сольются в единую историко-политическую субстанцию, в Русский (Российский) праздничный кватрион (4-7 ноября), чему я вижу много оснований, заслуживающих отдельного перечисления и разбора. Надеюсь в следующем году в специальной работе подняться и до таких высот, а пока вернусь собственно к 4 ноября.
Этот день выбран как пока еще прообраз будущего общенационального праздника Народного единства по причинам историческим, религиозным и политическим. Исторические причины и фабульно-хронологическая сторона истории вещи разные, хотя и связанные. И календарные несуразности отражения событий четырехсотлетней давности малосущественны. Религиозная, а точнее сакральная причина лежит абсолютно на поверхности и, кстати, снимает и аргументы исторических скептиков.
Вот что прямо пишется о 4 ноября (по новому стилю) в официальном Православном церковном календаре: "Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)". Думаю, добавлять к этой цитате ничего не нужно.
Остаются причины чисто политические. И они таковы. События, привязанные к дате 4 ноября, политически (но на историческом основании) раскладываются так:
впервые в русской истории с момента выхода Руси из-под суверенитета Золотой Орды (по иной версии из государственного симбиоза с Золотой Ордой) правящая элита отдала власть над страной и государством иноземцу;
вследствие этого РОССИЯ фактически и почти юридически потеряла свой суверенитет (чего не случалось, когда в XVIII веке на русский престол тоже возводились иноземки);
смута и неустроенность в Государстве Российском от такого в общем-то банального по меркам европейских политических традиций того времени (и даже более позднего) маневра не только не исчезли, а, напротив, усилились;
то ли это, то ли сам факт утраты национальной (этнической, а в перспективе, возможно, и конфессиональной) суверенности, то ли сочетание этих факторов настолько возмутили лучшую часть высшего сословия (элиты) России и ее народные массы, что, соединившись воедино (князь Пожарский от элиты и гражданин Минин от народа как фигуры не столько исторические, сколько символические), они вместе изгнали иноземного правителя и его иноземное войско из Кремля, из Москвы, из России, избрав себе (путем выборов в рамках сословной демократии) нового (русского и православного) царя (верховного правителя).
Еще раз повторю, что этническая принадлежность иноземцев (поляки это или не поляки) в этой политической коллизии никакого значения не имела. Имело значение то, что это были не коренные жители России (утеря национального суверенитета), что они были представителями другой страны и иностранной династии (утеря государственного суверенитета), иной веры (угроза утери конфессионального суверенитета). В этих условиях был бы изгнан любой, кто воплощал все эти угрозы.
Для династии Романовых, получившей на триста лет власть в России, 1612 и 1613 годы были, скорее, символами Единства их народа с Ними (абстрактно с Властью).
Для современной российской власти 4 ноября (от 1612 года) символ, существующий в трех ипостасях: возврат не утрачивавшегося затем никогда надолго и тем более над всей страной суверенитета России; возврат этого суверенитета посредством единения народа и лучших представителей элиты, в том числе и властной; единство народа, нации, общества в целом и по вертикали (выборы верховного правителя), и по горизонтали.
В первых двух ипостасях праздник 4 ноября исторически и политически безупречен. Эмоционального и информационного наполнения ему, как я уже говорил, не хватает. Но, между прочим, отчасти и сама нынешняя власть в этом виновата.
А вот третья ипостась 4 ноября является проблемной, причем очень и очень проблемной. Более того конфликтной.
Верховного правителя (теперь уже президента) мы, конечно, избираем, и избираем абсолютно демократически. И он в данный короткий исторический период более чем популярен. Но в остальном никакого единства ни по вертикали, ни по горизонтали у нас в стране и в обществе нет. И в ближайшее время не предвидится. Более того, кое в чем не единство наше нарастает и обостряется.
А кроме того, нет единства и в понимании самой отечественной истории (по сути, у нас по-прежнему две истории "белая" и "красная"), нет единства в понимании дня сегодняшнего (а внутри этого нет даже единой морали, моралей у нас тоже минимум две), нет единства и в понимании будущего. Вообще нет единства ни по одному более или менее существенному общественному вопросу, кроме самых банальных.
Из последнего печального факта и вытекают все те прямо и криво противоположные по лозунгам и идеям демонстрации, марши и манифестации, которые состоятся в Москве (и не только в Москве) 4 ноября в день Народного единства. Демонстрации и марши разрозненности.
Мэр Москвы Юрий Лужков громогласно заявил, что какие-то из этих маршей он запретил. Но не в силах он запретить ни разномыслие, ни тем более разрозненность. Да и не мэр Москвы является одним из немногих на сегодня символов единства России, единства ее народа и народов. Кроме самой России и еще некоторых ее субстанциональных качеств и институциональных структур и систем единственным персональным воплощением единства страны является сегодня только президент Владимир Путин.
Мэры запрещают и разъединяют, а президент должен разрешать
(в обоих смыслах этого слова), просвещать, соединять и умиротворять.
Вот почему я и считаю, что если есть серьезные основания опасаться провокаций, стычек и прямых столкновений 4 ноября, то накануне, 3 ноября, Владимир Путин должен обратиться к стране и нации с соответствующими словами объединения и умиротворения.
Он должен обратиться к стране и нации и в том случае, если таких опасений нет. Ибо если даже нет опасений, то и единства тоже пока нет.
И так еще десять, пятнадцать, двадцать лет должен обращаться к стране и нации каждый следующий ее президент-до тех пор, пока единство не возродится (или не возникнет), пока словесная формула праздника не совпадет с реальностью, пока День народного единства народом и народами России не будет канонизирован ментально и эмоционально. Проще говоря, не будет признан своим.
Празднику 4 ноября хватает и политического смысла, и исторической основательности. Недостает лишь эмоционального отношения и собственно единства
03.11.2006
Источник: Московские новости