ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Законодатели антимоды

Леонид Радзиховский :: 07 ноября 2006

7 ноября отныне – рабочий день. Но как ни крутись, а в истории России и Человечества 7 ноября останется – даже без "празднично-пищевого рефлекса". Хотя, как известно, не было в тот день ни "залпа Авроры", ни киноштурма Зимнего, где матросы, как кошки, лезут на ворота. Но все эти детали такая же смешная мелочь по сравнению с Событием, как сорт яблока, которое упало/не упало на голову Ньютона по сравнению с теорией всемирного тяготения.

Было нечто другое, в миллион раз более значительное, чем штурм Зимнего – Большой Взрыв Истории. И мифы, родившиеся в результате этого Взрыва, лишь в малой, жалкой степени выражают человеческое удивление перед рукотворным, но никому не подвластным и необъяснимым Чудом человеческой истории.

В XVIII великий итальянский историк Вико выделил три этапа истории: история Богов – история героев – история людей. Эти три этапа вместе образуют цикл. А дерево истории Человечества растет кольцами – цикл за циклом.

А ведь верно: например, если взять Европу, то в древнегреческой или древнееврейской истории напрямую орудуют боги, без лишних церемоний лезут в дела людей, а главное, люди именно тогда создавали себе (открывали для себя) богов, которым молятся по сей день. Затем в героически средневековой (по-научному феодальной) Истории действуют уже не боги, а рыцарски-былинно-богатырские герои, Дон Кихоты. А затем наступила "удобная" буржуазная "история людей".

Конечно, когда Вико это писал, ему в голову не приходило, что через 100 лет Европа вспыхнет Французской революцией, Наполеоном, фактически Мировой войной 1789-1815 (в то время Европа и была всем миром). Вновь начнется краткая история героев и богов (тот же Наполеон, "сей муж Судьбы", воспринимался фактически как нечто среднее между богом и человеком).

1917 – такой же взрыв Сверхновой, который разнес вдребезги цивилизацию на одной шестой суши и покосил всю западную цивилизацию.

Десятки тысяч книг, миллиарды слов написаны (еще будут написаны) о причинах этого, "хронология взрыва" расписана по секундам. Все мы знаем и про немецкие деньги, и про бездарного царя, и про "жидомасонов" с "мировой закулисой", и про слишком уж Временное правительство, и про незрелость капитализма, и про крестьянский вопрос, и про роковую роль войны 1914 года, и про то и про это, – в этой громадной куче объяснений всякий найдет свою щепку. Когда объяснений так много, это значит, что одного, всех устраивающего, нет, и едва ли будет. Эти щепки не складываются в единый ответ – при иных условиях каждый из возникших кризисов (а из кризисов, собственно, и состоит жизнь) мог бы мирно разрешиться. Но прибавилось что-то главное, все кризисы сцепились, набралась критическая масса, и бомба взорвалась, русская История полетела вверх ногами.

В чем же эта Главная Причина? Гумилев, исходя из виденного им опыта русской революции, придумал теорию "пассионарности". Конечно, термин – не объяснение, а всего лишь метафора, констатация простого изумления-ужаса-восхищения перед открытым переломом Эпохи, вырвавшейся из всех связок и сухожилий, вспоровшей кожу нормального человеческого общества.

Факт тот, что "пассионарного материала" действительно многовато скопилось тогда в Европе. "Цепная реакция времени" началась в августе 1914-го совершенно необъяснимой Первой мировой. Опять же расписана каждая секунда предшествовавших ей событий. И тем не менее... В одном спектакле про ту войну была такая реплика главного героя: "А почему???? Разразилась!!! ВОЙНА?!!!!!" Только таким взрывом знаков препинания автор мог описать энергию этого крика на сцене (и в жизни). Крика так и остающегося БЕЗ ОТВЕТА вот уже 92 года.

А Россия Серебряного века была "горячей точкой" Европы – в ней энергетическое напряжение было еще выше, чем на Западе. И напряжение это совсем уж не по силам было сдержать ветхому "романовскому полушубку" Империи...

Взрыв 1917-го еще не так далек от нас. Неизбежен соблазн рассматривать его с точки зрения своих интересов (или идеологических пристрастий) и описывать в рамках "плохо" – "хорошо". А ведь перед нами не "ликвидация вкладов в сберкассах", не падение уровня жизни и даже не массовые человеческие жертвы. Перед нами ступень Самопознания Человечества.

"Смерть – для жизни новой". Россия погибла, социальная жизнь разлетелась на куски, и тут же в ходе этой ядерной реакции начала возникать действительно совершенно новая культурно-социальная материя.

Да, она соединяла черты утопий/антиутопий, от Маркса до Достоевского ("Бесы"), соединяла элементы "прусского социализма" и русского полицейского произвола, пугачевского беспредела и упорной энергии местечковых портных... Но соединение этих элементов было абсолютно новым, никогда не бывшим раньше в человеческой истории.

Вырвавшись из истории людей, Россия попыталась открыть новую главу в мировой истории Богов и Героев.

Россия предложила новую религию (ересь, культ, идолопоклонство) – конкурента существующих религий. Религия оказалась слабой, но история ее стремительного взлета и падения не уступает по накалу истории "героического периода" мировых религий.

Россия предложила новые, небывалые социальные практики. Фашизм вышел из большевизма (об этом прямо говорил не только Муссолини, но и Гитлер). Последовавший затем крах фашизма и современная политкорректность – это тоже одно из дальних следствий революции.

Россия стала Сверхдержавой, ускорила гонку мирового научного прогресса (космос, Бомба).

Русская революция стала толчком для реального "рыночного социализма" в Европе. Полноправие социальных низов и возникновение массового среднего класса – это асимметричный ответ капитализма на русскую революцию.

Веками Россия была "догоняющей цивилизацией" – перенимала западную моду. Это нормальное состояние почти для любой страны.

Но вот в 17-м году Россия рывком "обогнала" Европу. На добрых 40-50 лет Россия-СССР стали законодателями интеллектуальной моды Человечества. Правда, это была своеобразная мода – "антимода". Для трех-четырех поколений народа России катастрофой стала эта "антижизнь". А потом, когда опыт "альтернативной истории" закончился, Россия вынуждена была опять встать "в хвост" к Западу...

Но это с точки зрения людей, с точки зрения России.

А если говорить о логике развития Человечества, то Россия стала "мотором поневоле" для Запада. Запад во многом развивался от противного – энергию ему давала борьба против вызова русской революции.

Да, Россия с лихвой выполнила пророчество Чаадаева – преподнесла миру страшный урок. Но сама оказалась всадником, перелетевшим через голову лошади.

7.11.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама