В любом многонациональном государстве есть категории людей, представляющие меньшинство. Отношения его с основной частью населения отнюдь не всегда складываются ровно. С этой проблемой мы в последние годы сталкивались, увы, не раз. Доходило до конфликтов. Даже затушенные, они свидетельствовали: где-то, на каком-то этапе власть допустила ошибку. Нарушила баланс интересов. А может, изначально задала неверную тональность взаимоотношений.
15 лет назад, когда развалился Союз, перед миллионами людей встал выбор: оставаться в новых независимых государствах или уезжать на свою историческую родину? Актуальной эта тема была и в многонациональном Казахстане. К чисто бытовым опасениям добавлялись и тревоги религиозного характера. Республика мусульманская, значительная часть населения исповедует ислам. Как в новых условиях сложится жизнь верующих других конфессий? Не будет ли притеснений? Удастся ли сохранить свой язык, культуру, традиции?
Вопросов рождалось много. Особенно у тех, чьи диаспоры по численности заметно уступали двум основным общинам страны мусульманской и православной. В их числе были и казахстанцы, имевшие католические корни: немцы, поляки, литовцы. Объединенные одной верой, они оказались в роли того самого меньшинства. Но вряд ли кто-то сегодня скажет, что чувствует от этого хоть какой-то дискомфорт.
Да, в первые годы независимости страну покидали многие семьи. Но большей частью по сугубо материальным мотивам и из-за той неопределенности, через которую мы все прошли в 90-е годы. Отток прекратился, когда стало ясно, что курс президента Назарбаева на построение общества, основанного на принципах равноправия, взаимоуважения, терпимости, не просто декларация. В разных регионах республики стали открываться костелы, проводиться фестивали языка. За три последних года в новой столице Казахстана Астане состоялись два съезда мировых религий, в которых принимали участие духовные лидеры из Европы, Америки, Азии. Визитной карточкой страны стала стабильность. А этого качества невозможно добиться, если один, даже самый маленький, народ оказывается в положении "младшего брата", если интересы меньшинства властью не учитываются.
В 15-миллионом Казахстане сегодня около 250 тыс. человек, которых по религиозному признаку можно отнести к католикам. Пять лет назад республику посетил Папа Римский Иоанн Павел П. Это был его первый официальный визит в Центральную Азию. Многие тогда удивлялись, почему понтифик выбрал для своего визита страну, где присутствие Римско-католической церкви относительно невелико. Но папа сам дал ответ: "Я с волнением целую землю, положившую начало новому государству наследнику многовековых и многообразных духовных и культурных традиций, устремленному к новым социальным и экономическим целям",
Во время святой мессы, собравшей десятки тысяч людей, понтифик благословил жителей республики, призвав их к сплочению. В память о том событии центральный костел Астаны украсил плакат с изображением самого либерального главы Ватикана и подписью: "Да любите друг друга".
А в центре столицы в минувшем сентябре распахнул двери сверхсовременный Дворец мира и согласия, в котором нашлось место всем: православным, католикам, мусульманам, иудеям, представителям других религий...
За 15 лет независимости в республике не было ни одного конфликта на межэтнической почве. Значит, тональность межнациональных и межконфессиональных отношений изначально была выбрана правильно.
06.11.2006
Источник: Наша Версия