Как стало известно "Власти", Министерство образования и науки готовит ряд поправок к федеральным законам, позволяющих ограничить такие смелые инициативы региональных властей в области образования, как введение в качестве обязательного предмета основ православия.
Департамент госполитики в сфере образования Минобрнауки разработал концепцию законопроекта "О внесении изменений в закон РФ "Об образовании" и в закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части изменения понятия и структуры государственного стандарта)", в котором предлагает отказаться от деления школьной программы на три компонента: федеральный, региональный и школьный.
До последнего времени такое деление считалось одним из достижений постсоветского образования. В 1992 году был введен региональный компонент местные управления образования могли вводить предметы, не входящие в федеральную программу. Предполагалась, что на откуп субъектов федерации будет отводиться 25% школьной программы. В 2000 году директора школ также получили возможность вставлять в расписание предметы по своему или родительскому желанию. Школьный компонент составил 10% программы, а региональная квота сократилась до 15%. Однако разностороннего глубокого образования, как задумывали разработчики этих компонентов, не получилось. Так, большинство директоров свое право вставлять в расписание новый предмет использовали для дополнительных уроков по физкультуре, математике или иностранному языку, то есть усилили и без того большой федеральный компонент.
Начальники же местных управлений образований к своим возможностям подошли более творчески. Более половины регионов добавили в программу изучение родного (нерусского) языка (например, в Астраханской области в региональный компонент входят казахский, калмыцкий, ногайский и татарский языки), и все без исключения включили в программу краеведение в разных его формах. Например, в Магаданской области дети в рамках обязательной школьной программы изучают предметы "Природа родного края", "История и общество родного края", "Литература Северо-Востока России", "Человек на Севере", "География Магаданской области". В школьную программу в разных регионах вошли и такие предметы, как "Азбука экологии", "Маленький большой читатель", "Основы безопасности здоровья" и "Основы православной культуры".
Введение в некоторых регионах предмета "Основы православной культуры" (его ввели 13 субъектов федерации) вызвало скандал (см. "Власть" N36). Министр образования Андрей Фурсенко не раз признавал, что выступает категорически против этого предмета (министр предлагал заменить его "Историей мировых религий"), и переживал, что не имеет возможности влиять на образовательную политику регионов, поскольку региональный компонент выведен из-под контроля министерства. За свою "антиправославную" позицию министр был освистан на Рождественских чтениях, проходящих под председательством Алексия II в Кремле.
Возможно, именно боязнью вновь столкнуться с гневом православной общественности объясняется отказ Андрея Фурсенко прокомментировать "Власти" инициативу департамента госполитики в сфере образования. По словам министра, он пока не видел разработанной концепции: "Если я буду знать все, что у нас в министерстве разрабатывается, я сойду с ума". Однако авторы законопроекта утверждают, что концепция уже находится на рассмотрении комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности. Как заявила "Власти" заместитель руководителя департамента госполитики в сфере образования Наталья Третьяк (интервью с ней см. на стр. 37), комиссии законопроект понравился, и департамент рассчитывает получить его одобрение в ближайшее время. С принятием нового закона федеральный центр будет иметь полный контроль над школьной программой, по крайней мере, в части внедрения новых предметов.
По словам разработчиков, документ уже разослан в избранные регионы для ознакомления. "Власть" позвонила в департаменты и министерства образования 20 регионов, однако лишь в департаменте образования Тюменской области главный специалист управления Людмила Чеботарь подтвердила, что в ведомстве знакомы с проектом: "Мы согласны в целом с аргументом Минобрнауки, что отсутствует единое понимание содержания образовательных программ. Но отмена региональных компонентов только усугубит эту проблему. Ведь за счет региональных часов можно быстро реагировать на запросы учащихся и родителей и сохранить национальный язык. Мы уже отослали свои замечания министерству". Остальные опрошенные регионы заявили, что о подготовленной концепции не слышали, но к возможным изменениям относятся отрицательно.
"Государственный образовательный стандарт предполагает исключить компоненты регионального уровня? Такого быть не может! Что, мы возвращаемся к учебным планам 80-х годов?" недоумевал заместитель министра образования Омской области Сергей Алексеев. Еще более категорична руководитель общего образования Минобрнауки Татарстана Тамара Федорова: "Ликвидировать региональный компонент не будет никто и никогда, так как это ставит под вопрос систему национального образования в субъектах РФ". Интересно, что, хотя Федорова настаивает, что не знает о документе, татарское министерство одно из уже приславших отзыв, причем нелестный.
Создается впечатление, что даже те, кто получил концепцию для ознакомления, не смогли дочитать ее до конца.
Как следует из текста концепции, законопроект предусматривает единую систему правил и требований, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении с государственной аккредитацией. При этом "возможность органов управления образования влиять на содержание образования с учетом региональных и (или) национальных особенностей" сохраняется. Регионы и школы смогут самостоятельно распределять темы уроков внутри предметов федеральной программы. Так, например, родной язык или краеведение предлагается изучать на уроках русского языка и географии.
Концепцией предлагается введение принципиально нового федерального образовательного стандарта, который будет утверждать Минобрнауки, а не Госдума, как было раньше. Разработка государственных стандартов идет уже 14 лет. Так, последний раз госстандарт был принят Госдумой в 2003 году, когда министром образования был Владимир Филиппов. Однако содержание школьных программ вызвало много споров, и профессиональная общественность отрицательно отзывалась о принятом документе. После смены кабинета министров новое руководство Минобрнауки заявило о планах создания нового государственного стандарта. Стандарт, разработанный при министре Филиппове, с подачи нового руководства ведомства был оспорен в Верховном суде и отменен (несмотря на то, что на его разработку было потрачено 2 млрд рублей).
Как обещают разработчики нового стандарта, в нем будут указаны "требования к результатам освоения основных образовательных программ", "требования к структуре образовательных программ" и "требования кусловиям реализации образовательных программ". Иными словами, в документе будет описание "фундаментального ядра общего образования" (необходимый набор знаний) и общие требования к выпускнику например, проучившись в школе, он должен стать "личностно и социально успешным" и освоить категории "свободы, ответственности и социальной справедливости".
Новый стандарт может быть принят, только когда вступит в силу закон "О внесении изменений...". Поскольку сейчас законопроект в состоянии концепции, новая жизнь у школ, как считают в Минобрнауки, наступит не раньше чем через полтора-два года.
И если это произойдет, то министерство сможет убить сразу двух зайцев. Во-первых, закрыть дискуссию, что и в каком объеме должны изучать дети в школах, а во-вторых, избавиться от лишних инициатив с мест. Однако не стоит ждать, что из программы всех школ сразу же исчезнут какие-нибудь не очень фундаментальные знания, например творчество Белинского или тонкости жизни одноклеточных организмов. Большинство школ будут учить по старинке, руководствуясь не стандартом, а базисным учебным планом, как это происходит и сейчас.
13.11.2006
Источник: Коммерсантъ-Власть