ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Примета времени

Почему Россию захлестнула волна суеверий

Мария Ряховская :: 14 ноября 2006

Самое большое количество суеверий наблюдается у летчиков, спортсменов, врачей и водителей.


Социологи отмечают всплеск суеверий в современной России. Русская православная церковь объявила им войну, а вот психологи считают эти чудачества очень даже полезными.

СУТЬ ДЕЛА

По всем приметам, этот номер "РК" не должен был выйти: понедельник, тринадцатое... Понедельник не просто, как говорят, день тяжелый, иногда он становится прямо-таки роковым. 10 октября 1960 года, в понедельник, взорвалась ракета-носитель "Молния" с автоматической станцией для исследования Марса. 11 ноября 1961 года, в понедельник, спутник-разведчик "Зенит" так и не попал на орбиту – опять рванула ракета-носитель. В злополучный понедельник 20 апреля 1964 года при попытке запустить лунную станцию ракета-носитель снова не выдержала. С тех пор понедельник в отечественной космонавтике официально "не стартовый" день.

О мистическом числе 13 и вовсе говорить не приходится. В некоторых западных странах нет 13-го места в театрах или 13-го этажа в небоскребах: не желает цивилизованная публика подвергаться пусть и необъяснимому, но риску – всем же известно, что несчастливое это число 13.

Суеверия давно стали неотъемлемой частью культуры, вне зависимости от уровня развития общества, государственного строя, господствующей религии. Кстати, представители РПЦ любят ссылаться на социологические исследования, которые показывают: более 80% россиян считают себя людьми православной культуры. Так-то оно так, да вот только больше половины из них искренне верят в приметы (опрос "Левада-центра"), что церковью, мягко говоря, не поощряется. А вот в вечную жизнь – один из религиозных догматов – верят не больше 16% респондентов.

Каждый из нас, как уверяют психологи, держит в пассивной памяти около 500 различных примет, которым вольно или невольно следует в повседневной жизни. Социологи тем временем отмечают всплеск суеверий в современной России. Исторически это вполне объяснимо: общественное бессознательное выталкивает на поверхность подзабытые мифологемы в периоды нестабильности, когда общество полно смутных ожиданий, причем ожиданий неприятных, угрожающих. Так было, например, в начале прошлого века, который в литературе назвали Серебряным. Каким-то он станет теперь?

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА

Подслушала разговор двух молодых женщин, видимо, дачниц: "Кошма-ар! – говорила одна. – И такие здоровые градины! А я только огуречную рассаду высадила! Всю побило! Я уж и топор выбрасывала..." Вторая ее поддержала: "Кстати, о рассаде. В прошлом году никак не хотели огурцы завязываться. Так меня соседка научила: возьми, говорит, старые мужские штаны и потряси над грядой – пойдут завязи. Я взяла старые Ленькины джинсы и потрясла их. И что ты думаешь? Завязей видимо-невидимо!". Не постеснялась спросить у подружек, кто они. Одна оказалась инженером, другая бухгалтером, москвички. Коренные Высшее образование. И обе совершенно серьезно относятся к "бабушкиным рецептам", которые советуют выбрасывать на двор колющие и режущие предметы, чтобы отогнать градовую тучу или вопиюще антинаучным способом "опылять" огородные культуры.

Молодые люди, как показывает практика, нуждаются в народной мудрости, а стало быть, и в приметах не меньше деревенских старух. Так, многие столичные женихи и невесты едут в Ногинский район Подмосковья, чтобы перед официальной регистрацией заручиться поддержкой "дерева любви" – высокой ели, доверху увешанной цветными ленточками. А недавно на филфаке МГУ зашел разговор о домовых.К удивлению преподавателя, студенты и в особенности студентки на полном серьезе стали рассказывать истории о том, как их родители или они сами встречались с "домовиками" в московских квартирах. Выходит, былички (сказки о встречах человека с нечистой силой) отнюдь не устарели как вид народного творчества...

Мы плюем через левое плечо, боясь сглаза, стучим по дереву, стараемся не пересекаться дорогами с черной кошкой. Парадокс: в эпоху всеобщей грамотности человек все меньше понимает мир, в котором живет, и все чаще пытается объяснять реальность с помощью простых и наглядных вещей. Замуж никак не выйдешь? Значит, на углу за столом сидела. На работе нелады? А нечего было домой за забытыми вещами с полдороги возвращаться. Примитивно? А докажите обратное...

По словам социолога Юрия Левады, в России много больше суеверных, чем истинно верующих. Нередко встречаются православные христиане, не знающие, что такое Троица. Ведь церковь у нас – это чаще всего просто место, куда ходят по праздникам, а не система представлений, как на Западе. Суеверия же впитаны с молоком матери и не требуют больших духовных затрат. Причем распространены они не только в малообразованных слоях общества, как принято думать, а абсолютно во всех.

"Самое большое количество суеверий наблюдается у представителей профессий, связанных с риском, где большую роль играет случай, – говорит "РК" антрополог из Европейского университета в Санкт-Петербурге Ирина Назарова, – у летчиков, спортсменов, врачей, водителей. И почти совсем отсутствуют у учителей".

Врачи, известные своей трезвостью и даже цинизмом, почти поголовно верят в то, что если медсестра заправила кровать в реанимации – жди новенького. В операционной упал инструмент – привезут несложного больного, тампон – тяжелого, с большой кровопотерей. Если за чаем упала ложка – будет холецистэктомия (удаление желчного пузыря) у женщины. Если падает нож – придется резать больного с прободной язвой. А еще врачи не любят рыжих: считается, что у них обязательно будут осложнения.

Ирина Назарова не раз спрашивала у знакомых медиков: как их образованность и профессиональная искушенность могут сочетаться с такими средневековыми представлениями? Ответ почти всегда был один и тот же: слишком много необъяснимого в нашей профессии. Совершенно здоровые люди ни с того, ни с сего умирают, а безнадежно больные вдруг выздоравливают... С годами почти все врачи становятся очень суеверными.

"Корпоративные" суеверия – самый распространенный вид современного российского фольклора. У таксистов, например, плохой приметой считается возвращаться к клиенту, которого ты сразу не заметил. "Твой клиент от тебя не уйдет, говорил 40-летний таксист Алексей, который подвозил меня до дома. – Если я проехал голосующего на дороге, то никогда к нему не вернусь. Раньше, бывало, возвращался, но теперь зарекся: то денег пассажир не заплатит, то еще и накостыляет".

Очень суеверны спортсмены. Часто отказываются давать интервью перед игрой, не стригутся и не бреются перед выступлением, коньки и бутсы шнуруют всегда с одной ноги, никогда не переодеваются во время соревнований. Теннисистка Елена Дементьева никогда не проходит под лестницей и старается не наступать на разметку корта во время игры. Гарри Каспаров в ходе матча сам подбирал себе стулья и посещал только женский туалет... Это сходило гроссмейстеру с рук, пока однажды шахматистка Юдит Полгар из Венгрии не устроила скандал. Она слишком долго ждала, пока мэтр освободит дамскую комнату.

Суеверия меняются и дополняются и теперь многое могут рассказать о наших современниках. Так, в России за последние два десятилетия появился целый комплекс примет, связанных с курением. Это обусловлено тем, что россиянки, то есть наиболее склонная к мистике часть населения, уже не уступают по части дурных привычек мужчинам. Если во время затяжек прогорает дырочка на папиросной бумаге – это окошко, через которое уведут любимого парня. Дым ест глаза – значит, кто-то отругает, сигарета потухнет раньше времени – к несчастью, а вот докурить сигарету до конца, не уронив пепел, – наоборот, к счастью.

По мнению психологов, суеверия помогают людям преодолеть стресс повседневности и хотя бы на миг позволяют почувствовать, что человек контролирует ситуацию. Как сказал "РК" известный дрессировщик Мстислав Запашный, "я не вижу противоречия между суевериями и верой. И то и другое нам помогает".

13.11.2006

Источник: Русский курьер

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама