– Вы – один из наиболее известных режиссеров кино, телевидения и театра, сценарист. Кто из деятелей русской культуры оказал на вас наибольшее влияние?
– Классическая литература, безусловно: и Толстой, и Чехов, и Тургенев, может быть, самый мне близкий, и Бунин... Я не назвал Достоевского, потому что он занимает особое, очень важное место, это уже, безусловно, гений, это учеба жизни – читать Достоевского.
– Какое произведение писателя Вам ближе всего?
– На мое мышление в огромной степени повлияли "Идиот", "Братья Карамазовы" и, конечно, "Преступление и наказание".
– Ваш соотечественник режиссер Анджей Вайда, автор экранизации "Бесов" ссылается на ответное письмо Достоевского (от 20 января 1872 г.) Варваре Оболенской, которая лелеяла мечту переделать "Преступление и наказание" "в драму для представления на императорских театрах": "...Насчет же Вашего намерения извлечь из моего романа драму, то, конечно, я вполне согласен, да и за правило взял никогда таким попыткам не мешать; но не могу не заметить Вам, что почти всегда подобные попытки не удавались, по крайней мере вполне... Однако же, отнюдь прошу не принимать моих слов за отсоветование. Повторяю, я совершенно сочувствую Вашему намерению...". А какие из экранизаций Достоевского вы считаете удачными?
– Кажется, ни одну.
– А сами взялись бы что-то экранизировать?
– Нет, никогда бы не взялся. Потому что шедевры не требуют экранизаций. Хотя были все-таки сняты интересные картины на основе Достоевского, но для меня экранизация классики – это только как будто такая, знаете, обложка для книжки, а после обложки надо книжку прочитать.
– Удалось ли Вам посмотреть многосерийную экранизацию "Идиота" режиссера Владимира Бортко?
– Кусок видел, мне даже очень понравился главный актер Миронов, но все-таки я чувствую, что это еще не все. Я видел также экранизацию, которую сделал мой коллега Вайда, где японец играет. Интересно, но только я повторяю, для меня – это будто обложка для книги, которая должна притянуть, чтобы потом прочитать саму книжку.
Это небольшое интервью я взяла у католика Занусси на греческом острове Родос, где в 2003 году проходил впервые проходил Мировой общественный форум (МОФ) "Диалог цивилизаций". А осенью нынешнего года, в последний день работы четвертого по счету форума побеседовать со мной любезно согласился Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), отметивший в 2006 году свое 40-летие. Писатель, композитор (учился на композиторском факультете Московской государственной консерватории), доктор богословия и доктор философии он ради разговора о Достоевском отказался от заключительного гала-ужина.
Елена Образцова: Я полюбила Достоевского
– Елена Васильевна, что делать с молодежью, которая не читает Достоевского, не ходит в театры, на концерты классической музыки, предпочитая попсу?
– По этому поводу нужно обращаться в общественные организации, которые могут формировать вкус людей, проводя больше хороших концертов, пропагандируя прекрасных исполнителей, а самое главное – нужно обращаться к дирекции радио и телевидения. Мы воспитывались на классической музыке, когда по телевидению и радио передавали прямые трансляции из лучших концертных залов, постоянно шли передачи классической музыки. Сейчас происходит трагедия, потому что все больше и больше людей захватывают деньги, коммерция. Никто не думает о том, что же мы оставим будущему поколению. Если мы упустим этот момент, то те родители, которые сейчас вырастают без классической музыки, не смогут передать эти сокровища и своим детям.
– Как привить маленьким детям вкус к хорошей музыке, литературе, живописи?
– Если бы я была министром культуры, то первое что сделала бы, – обязательно ввела в школе не просто урок пения, а урок классической музыки, чтобы слушали эту музыку, рассказывали о ней. Еще я бы сделала так, чтобы на уроке рисования дети не просто рисовали солнышко, кошек и домики, а чтобы они изучали творчество художников... Я думаю, что это задача и журналистов, которые должны объединиться и начать большой общий бой с этой гадостной попсой, которая затмила разум всех нормальных людей. У журналистов такая сила, такая колоссальная мощь, и им надо собраться на большой симпозиум, выработать какие-то общие решения... У меня такое впечатление, что журналисты сейчас как навозные жуки, садятся на всякую гадость и пишут о ней ужасно озлобленные статьи. Неужели же нет ничего светлого? Нужно говорить о вещах, которые задевают душу и сердце людей. А у нас только пожары, убийства, кто изнасиловал, кто украл, кто убил... Наверное, это было всегда, но журналисты так насаждают этот страх, этот ужас, что люди вообще боятся жить. Ведь очень многие старушки боятся выходить из дому из-за того, что журналисты так нагнетают обстановку. Вот только скандальности они хотят. Но мы же русские люди, православные. Так же нельзя!
– В своем стихотворении вы признались: "Я грешница великая, настолько многоликая..." Не каждый может так сказать даже наедине с собой.
– Ну, почему? Христиане православные должны знать это. Бог – всегда в нас.
– Вы поете произведения более ста композиторов (среди них Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Вагнер), исполняете классическую оперетту Оффенбаха, Штрауса, Кальмана, русские песни, романсы, духовную музыку. А в храме приходилось петь?
– Нет, ни разу. Мечтаю петь в храме и думаю, что для этого у меня есть еще время... Когда я пела с хором Минина "Да исправится молитва моя" Чеснокова, мне казалось, что я стала немножко ближе к небесам.
– Елена Васильевна, как вы относитесь к таким общественным организациям, как, например, Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы России, которые проводят Мировые общественные форумы "Диалог цивилизаций", куда собираются политики, ученые, бизнесмены, религиозные и культурные деятели разных стран, или такие программы, как "Дети Косово", Всеправославная молитва "Просите мира Иерусалиму", принесение мощей преподобномученицы Елизаветы Федоровны? Нужны ли подобные организации, на ваш взгляд?
– Очень важны и очень нужны. И вообще любые организации, которые вступают на путь христианства, на путь добра, несения людям мира, конечно, – это самые важные и нужные организации. Низкий им поклон. Я бы сама с большим удовольствием участвовала в подобных мероприятиях. Я думаю, что в политику артисту не обязательно вмешиваться, а вот в общественную жизнь – обязательно. А вообще мы, христиане, должны всем помогать: и детям Косово, и нашим детям. Вы же знаете, что у нас безумное количество брошенных детей, разгуливающих по улицам, никому не нужных...
– Как тут не вспомнить о знаменитой слезинке ребенка из "Братьев Карамазовых"? Кстати, я заметила, что Вы часто употребляет одно из любимых словечек Достоевского – наречие "вдруг". Однажды вы признались, что главный художник Большого театра Вадим Рындин открыл для вас Достоевского...
– Да, я очень благодарна Рындину, чрезвычайно интересному человеку, который хотел, чтобы я обязательно полюбила Достоевского, и я полюбила его, прочитав все его книги в той последовательности, в какой приносил их Рындин. Одна из самых любимых моих ролей – очень яркая, сочная, потрясающая роль Бабуленьки в опере Прокофьева "Игрок", написанной по одноименному роману Достоевского. Я всегда представляю в этом образе Фаину Раневскую. Она обязательно должна была играть эту потрясающую роль – Бабуленьку, которая просаживает свои миллионы в карты, а на оставшиеся деньги строит храмы...
– Понравился ли вам телесериал по роману Достоевского "Идиот", который смотрела вся страна, доказав, что люди устали от глупости и пошлости на экране, что они тянутся к высокому и прекрасному?
– Я не видела ни одной серии, я же не бываю дома. Но Достоевский – гений, величайший ум, и если его покажут хотя бы десять минут, то сколько людей будет полонено им! Я в этом ни секунды не сомневаюсь.
– Понравился ли вам телесериал по роману Достоевского "Идиот", который смотрела вся страна и который к 185-летию Достоевского сейчас повторяет канал "Культура"? Этот фильм доказал, что люди устали от глупости и пошлости на экране, что они тянутся к высокому и прекрасному?
– Я не видела ни одной серии, я же не бываю дома. Но Достоевский – гений, величайший ум, и если его покажут хотя бы десять минут, то сколько людей будет полонено им! Я в этом ни секунды не сомневаюсь.
Источник: Сайт ФАП