ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Незнание предмета

С сентября этого года начались дискуссии о внедрении в школьный курс в обязательном порядке изучения православной культуры

Александр Адамский :: 15 ноября 2006

Споры спровоцировала Белгородская область, принявшая закон "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования Белгородской области".

Умышленно процитировал полное название этого закона, потому что вокруг этой истории столько домыслов и спекуляций, что все уже стали забывать: а из-за чего сыр-бор разгорелся? Так обычно и бывает – самые спорные и провокационные действия вызывают острую реакцию не сами по себе, а из-за того шума и мифологии, которые их сопровождают. Вся история с обязательным школьным православием именно из этого ряда событий.

Все конфессии, так или иначе задетые введением обязательного изучения курса православной религии в средней школе, высказали свои опасения на этот счет. Рискованным является и обострение самой дискуссии вокруг этого вопроса: насколько мы сумеем остаться в рамках корректности и уважительности при обсуждении всей этой проблематики? Мне не раз уже довелось по телевидению, на радио и в печати обсуждать тему обязательного изучения только православной культуры в школе

– зрители и слушатели, которые дозванивались в эфир, выражали не только обеспокоенность, но и очень часто – эмоции и гнев. Многим – как приверженцам, так и оппонентам этой идеи – кажется, что их ущемляют в самых глубоких и искренних чувствах. Поэтому я стараюсь оперировать только фактами и экспертными суждениями.

Хочу сразу обозначить три ключевые позиции:

– никакого образовательного эффекта эта инициатива не принесет, кроме скорого негативного отношения школьников к преподаванию религии;

– никакого нарушения закона в действиях белгородских властей или администраций других регионов, которые пойдут по этому пути, с моей точки зрения нет;

– основной вред от такого рода инициатив

– политический и социальный, слишком много обиженных и оскорбленных могут стать жертвами провокаторов.

И здесь надо обсуждать по существу три темы.

Какой резонанс в обществе вызывает стремление одной из конфессий занять лидирующее в обществе и государстве положение, не принимая во внимание существование иных вероисповеданий и мрачную историю их взаимоотношений?

Насколько идея консолидации и единения нации пострадает от введения в школьный курс обязательного изучения одной из традиционных религий и значит – ущемления в правах других традиционных религий?

Насколько обязательное изучение только православной культуры обеспечит повышение уровня нравственности, морали, хороших привычек и решение прочих благих задач в обществе?

Закон не нарушен

Почему не нарушен закон и в чем здесь правовая коллизия.

Казалось бы, в светской школе, в стране, где церковь отделена от государства, в обязательном порядке (это, как "Отче наш", надо повторять, чтобы закрепить вред именно "обязательности") вводится преподавание религии. Разве это возможно? Разве это не противоречит законодательству?

Относительно законодательства: в соответствии со ст. 14 Конституции Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Закон Российской Федерации "Об образовании" определяет светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ст. 2), гарантирует гражданам Российской Федерации возможность получения образования независимо от отношения к религии, убеждений (ст. 5), определяет, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14).

Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (ст. 3).

Кроме того, этот закон определяет, что каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, что воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, а религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. И лишь по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (статья 5).

Кроме законов существуют разнообразные министерские приказы, письма, в которых указано, что изучение курса "Основы православной культуры" может реализовываться в следующих формах: либо как факультативный курс вне сетки часов (основных занятий), на который записываются сами учащиеся или, для младших классов, учащихся записывают их родители; либо как спецкурс школьного компонента из числа предметов по выбору (при этом остальные учащиеся обязательно посещают другие выбираемые ими спецкурсы из списка спецкурсов по выбору).

Курс "Основы православной культуры" не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны или для всех субъектов Российской Федерации. Этот курс может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения совета (попечительского совета) школы, с участием представителей родителей.

Но письма министерства не являются обязательными к исполнению. А вот региональная администрация вправе избрать любое содержание, не противоречащее законодательству, в качестве регионального компонента. При этом белгородские законодатели четко указали характер самого курса: "Учебный предмет "Православная культура" на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования имеет культурологическую направленность и предполагает знакомство обучающихся с православной христианской картиной мира на материалах краеведения Белгородской области, обеспечивает научные знания учащихся о православии как традиционной национальной культуре в историко-культурном, этнокультурном и информационном аспектах".

Польза нулевая

С моей точки зрения, введение обязательного изучения только православной культуры в школе принесет вред по следующим основаниям:

– в глазах многих граждан, не только принадлежащих к другим конфессиям, но и придерживающихся светских взглядов, это ущемление их прав. И это вызовет совсем не нужное сейчас обострение межконфессиональных или межэтнических отношений;

– никакого улучшения морального или нравственного климата в обществе введение нового учебного предмета не принесет. Назовите мне хоть один пример за последние 50 лет, когда введение учебного предмета в курс средней школы решило ту проблему, на которую этот предмет был направлен? Может быть "Этика и психология семейной жизни" качественно изменила роль семьи? Или укрепила семейные отношения? Кроме скандалов по поводу полового просвещения ничего не произошло. И даже курс "Информатика" сделал для информационного просвещения молодежи меньше, чем любое интернет-кафе. А курс ОБЖ?

И дело не в самом учебном материале, а в том, что во второй половине XX в. и уж тем более в XXI в. сама эта методология – введение нового учебного предмета – безнадежно устарела. Это все равно что сегодня предлагать использовать граммофонные пластинки для пропаганды и агитации здорового образа жизни. А тех, кто полагает, что граммофонные пластинки неэффективны, нелепо упрекать, что они против здорового образа жизни.

Да, никто не против доброго и вечного, просто каждому методу свое время – классические учебные предметы еще кое-как держатся в сознании ребенка, а любой "новодел" не выдерживает конкуренции с более "продвинутыми" источниками информации. Поэтому, как эксперт в области содержания образования (в течение многих лет руковожу инновационной образовательной сетью "Эврика", модель которой стала основой национального проекта "Образование"), могу заверить читателя: никакого образовательного эффекта введение обязательного изучения "Основ православной культуры" не даст. Возможно обратное действие: отвращение многих учеников, которых будут заставлять учить материал, от самой религии.

Гораздо эффективнее сегодня воскресные школы, в которые идут по желанию, а не по принуждению, в которых содержанием образования является сам уклад, а не уроки, где дети живут верой, а не изучают ее.

Итак, на одном полюсе – риск осложнений на межнациональной, межрелигиозной почве, на другом – минимальный образовательный эффект. И очень даже хорошо, что закон не нарушен, а то мы привыкли переводить любую дискуссию в плоскость нарушения закона: чуть что – сразу вмешиваются прокуратура, следователи, ОМОН и т. д.

Случай с обязательным преподаванием православия – предмет общественной дискуссии. Это и есть возможность оформить гражданский заказ образованию, и если нам это удастся – значит, гражданское общество созрело до уровня образовательной политики. Пока приходится признать – не созрело, и власть, по крайней мере региональная, поступает по своему разумению.

15.11.2006

Источник: Ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама