ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Витязь" на распутье

Нина Катаева :: 15 ноября 2006

В Москве завершился IV Международный театральный форум "Золотой Витязь". Президент его Николай Бурляев – из породы людей, которые не боятся рисковать. Вот и на сей раз в невероятно сложных условиях, при минимальной финансовой поддержке Минкульта РФ, и в те дни, когда театралы столицы спешили в первую очередь на громкие гастрольные спектакли Фестиваля национальных театров Европы, команда Бурляева сумела провести очередной форум. В Театре Российской армии и театре "Камерная сцена", на других площадках шли, сменяя друг друга в весьма плотном ритме, драматические спектакли большой и малой форм, а также детские постановки. Работали три жюри. На форум собралось более трех десятков коллективов из Беларуси, Украины, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Эстонии. Россия участвовала в нем как столичными спектаклями, так и приехавшими из самых разных городов: Белгород, Магнитогорск, Омск, Владивосток... И хотя участие прославленных московских трупп придало нынешнему "Витязю", что называется, изрядный "вес", почти трехнедельный фестивальный марафон и без малого четыре десятка названий – это, на наш взгляд, все же несколько избыточный объем. Тем более что в программе москвичи оказались в целом как-то разведены по времени с гостями столицы, и в результате и первые и последние состязались в основном друг с другом. А многие из заранее интригующих работ театров-визитеров посмотреть было физически невозможно, поскольку их показ совпадал по времени с другими фестивальными показами.

Между тем именно среди иностранных и иногородних спектаклей было что посмотреть. Программу "большой формы" открыла шоу-спектаклем "Арамии" лауреат уже двух "Витязей" болгарская труппа "Нешанал арт" и ее худрук Нешка Робева. В прошлом вице-чемпионка мира по художественной гимнастике, а ныне европейски известный хореограф, Робева удивительным образом сочетает в спектакле элементы гимнастики и болгарских национальных танцев. "Арамии" погружают зрителей в мир старинных легенд и национальных верований, в которых благородные разбойники творят мир на земле. Танцы молодой труппы полны экспрессии и зажигательности, в дни жестоких этнических разборок на планете они взывают к миру, согласию и пониманию.

С драматическими спектаклями дело обстояло немного сложнее. На фестивальной научно-практической конференции "Духовные традиции славянского театра" шел разговор именно о том, по каким критериям следует отбирать спектакли на форум. Не секрет, что на предыдущих смотрах судили порой по формальному признаку: достаточно было, как говорится, отметиться постановкой по классике. Иногда не важно, какого уровня. Памятуя о девизе фестиваля "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека", участники задались вопросом, а возможно ли ведение "неугодного" театрального дела по Промыслу Божьему. В качестве ответа Бурляев привел в пример знаменитый моноспектакль Алисы Фрейндлих "Оскар и розовая дама", в котором смертельно больной мальчик обращается с письмами к Богу, и добавил, что творчество любого крупного художника всегда неизменно пронизано христианскими мотивами.

"Душа человека богаче, чем хочет ее представить современный театр, – сказал худрук Омского драматического театра "Галерка" Владимир Витько. – Если у тела могут быть сотни движений, то у души их космос. И открывать их можно бесконечно, ставя, к примеру, пьесы Вампилова, в которых заключены все 12 заповедей Христа. А доктор богословия Михаил Дунаев подтвердил, что беда современного театра – во внеэтическом подходе к изображению действительности, в то время как этическое и эстетическое должны быть уравновешены.

Духовная традиция сильна там, где режиссер умеет донести до публики мысль автора. Все очень просто, и никаких модернизаций не нужно. В этом смысле показательна постановка "Власти тьмы" Льва Толстого Владимирской облдрамой, которая именуется сегодня "Театральный комплекс". Вот уж, казалось бы, где можно было порезвиться – и блуд бесконечный, и детоубийство, ну а покаяние можно очень по-разному изобразить. В постановке же Владимира Кузнецова главной мыслью звучат слова старика Акима: "Бог-то! Бог-то! Он во!" Он везде, и от взора его не укроется "птичка", которая "коготком увязла" в грехах своих. Мысль эта зримо воплощена сценографом и автором костюмов Павлом Дорошенко. Все действие происходит на фоне огромного – во весь задник – лика Спасителя, на котором во время узловых мизансцен ярко высвечиваются глаза. От них никуда не укрыться. Как просто и насколько точно угадан нерв толстовской драмы, "беспощадной правдой" которой восхищались современники Толстого и по которой мечтал снять кино Сергей Герасимов.

Спектакль этот, показанный на Камерной сцене, можно считать эталонным для форума, провозглашающего столь высокие идеалы. Как и искренний, теплый, удивительно точный по интонациям спектакль Владимира Злобина "Ты кто? Я знаю тебя" по рассказам Андрея Платонова в Кировском театре кукол. В этом спектакле тоже есть сокровенность – гениальный Платонов угадан в нем, иначе бы ничего не свершилось. Сколько радости доставили бы писателю куклы, вырезанные из дерева О. Торбеевым! Настоящие скульптурки – образы, адекватные словесным скульптурам автора. Они живут отдельной от актеров жизнью в детском спектакле, и ведет их к осознанию простых истин, как и всех нас, зрителей, маленький мальчик Никита в замечательном исполнении Владимира Хлопова.

Поразил зрителей и моноспектакль Нины Добриковой "На переправе". От имени старухи исполнительница общается со зрителями, как с попутчиками на пароме. И в звенящей тишине зала постигаем мы те же истины, что и на толстовском, и на платоновском спектаклях. Вообще-то так и хочется сказать, что успех фестивальной "камерной сцены" неслучаен, хочется сделать вывод, что люди устали от "громких" представлений, камерные спектакли им любы больше, потому что космос человеческой души только там и открывается в полной мере.

А примером откровенной неудачи стал, к сожалению, спектакль

Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) "Путь в Царьград" по трагикомедии сербского поэта Зорана Костича. Пьеса посвящена проблемам взаимоотношения славян с Западной Европой в эпоху глобализации, когда многомудрые суды в волевом порядке решают судьбы целых народов, решая, выдать им пропуск в век XXI или нет. Сергей Ковальчик поставил пьесу в жанре эстрадно-буффонадного представления, в котором из-за грохота литавр в буквальном смысле не слышно слов. А слова в этом спектакле должны были стать самым главным, Зоран Костич, как никто, близок в своих мыслях к Федору Тютчеву с его обращением "К славянам". И как знать, если снять этот вульгарный антураж и эстрадные штампы и придать пьесе больше камерности, мысль автора об объединении славян будет услышана? А пока звоны "Царьграда" и содержание его существуют на отдельных планетах.

О многих спектаклях можно было бы написать, очевидно одно: в целом они составляют слишком пеструю картину и программа еще слишком грешит формализмом. А еще тем самым "внеэтическим подходом" к изображению действительности, а чаще просто банальным прочтением авторов. Как тут не произнести сакраментальное "лучше меньше, да лучше"? И когда "Витязь" преодолеет эти препоны, у него есть шанс стать уникальным театральным фестивалем, на котором "и один будет в поле воин", и "космос движений души" будет услышан.


Главные лауреаты IV международного театрального форума "Золотой Витязь"

НОМИНАЦИЯ "ДРАМА. БОЛЬШАЯ ФОРМА"

"Золотой Витязь" – "Мертвые души" Московского театра им. Вл. Маяковского (режиссер С. Арцибашев)

"Серебряный Витязь" – режиссер Б. Морозов за спектакли "Гамлет" и "Давным-давно" в Центральном театре Российской армии и "Горе от ума" в Белгородском драматическом театре им. М. С. Щепкина

"Бронзовый Витязь" – "Лето Господне" Омского драматического театра "Галерка" (режиссеры А. Русинов и Н. Русакова)

НОМИНАЦИЯ "ДРАМА. МАЛАЯ ФОРМА"

"Золотой Витязь" – "Белые ночи" театра "Мастерская Петра Фоменко" (режиссер Н. Дручек)

"Золотой Витязь" – "На переправе" автора и исполнителя Н. Добриковой

"Серебряный Витязь" – "Живи и помни" МХТ им. Чехова (режиссер В. Петров)

"Бронзовый Витязь" – "Чморик" Драматического театра Тихоокеанского флота (режиссер С. Мальцев)

Золотой медали им. Н.С. Мордвинова "За выдающийся вклад в театральное искусство" удостоены Юрий Соломин, Владимир Зельдин и Людмила Касаткина

15.11.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама