В Москве завершился IV Международный театральный форум "Золотой Витязь". Президент его Николай Бурляев из породы людей, которые не боятся рисковать. Вот и на сей раз в невероятно сложных условиях, при минимальной финансовой поддержке Минкульта РФ, и в те дни, когда театралы столицы спешили в первую очередь на громкие гастрольные спектакли Фестиваля национальных театров Европы, команда Бурляева сумела провести очередной форум. В Театре Российской армии и театре "Камерная сцена", на других площадках шли, сменяя друг друга в весьма плотном ритме, драматические спектакли большой и малой форм, а также детские постановки. Работали три жюри. На форум собралось более трех десятков коллективов из Беларуси, Украины, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Эстонии. Россия участвовала в нем как столичными спектаклями, так и приехавшими из самых разных городов: Белгород, Магнитогорск, Омск, Владивосток... И хотя участие прославленных московских трупп придало нынешнему "Витязю", что называется, изрядный "вес", почти трехнедельный фестивальный марафон и без малого четыре десятка названий это, на наш взгляд, все же несколько избыточный объем. Тем более что в программе москвичи оказались в целом как-то разведены по времени с гостями столицы, и в результате и первые и последние состязались в основном друг с другом. А многие из заранее интригующих работ театров-визитеров посмотреть было физически невозможно, поскольку их показ совпадал по времени с другими фестивальными показами.
Между тем именно среди иностранных и иногородних спектаклей было что посмотреть. Программу "большой формы" открыла шоу-спектаклем "Арамии" лауреат уже двух "Витязей" болгарская труппа "Нешанал арт" и ее худрук Нешка Робева. В прошлом вице-чемпионка мира по художественной гимнастике, а ныне европейски известный хореограф, Робева удивительным образом сочетает в спектакле элементы гимнастики и болгарских национальных танцев. "Арамии" погружают зрителей в мир старинных легенд и национальных верований, в которых благородные разбойники творят мир на земле. Танцы молодой труппы полны экспрессии и зажигательности, в дни жестоких этнических разборок на планете они взывают к миру, согласию и пониманию.
С драматическими спектаклями дело обстояло немного сложнее. На фестивальной научно-практической конференции "Духовные традиции славянского театра" шел разговор именно о том, по каким критериям следует отбирать спектакли на форум. Не секрет, что на предыдущих смотрах судили порой по формальному признаку: достаточно было, как говорится, отметиться постановкой по классике. Иногда не важно, какого уровня. Памятуя о девизе фестиваля "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека", участники задались вопросом, а возможно ли ведение "неугодного" театрального дела по Промыслу Божьему. В качестве ответа Бурляев привел в пример знаменитый моноспектакль Алисы Фрейндлих "Оскар и розовая дама", в котором смертельно больной мальчик обращается с письмами к Богу, и добавил, что творчество любого крупного художника всегда неизменно пронизано христианскими мотивами.
"Душа человека богаче, чем хочет ее представить современный театр, сказал худрук Омского драматического театра "Галерка" Владимир Витько. Если у тела могут быть сотни движений, то у души их космос. И открывать их можно бесконечно, ставя, к примеру, пьесы Вампилова, в которых заключены все 12 заповедей Христа. А доктор богословия Михаил Дунаев подтвердил, что беда современного театра во внеэтическом подходе к изображению действительности, в то время как этическое и эстетическое должны быть уравновешены.
Духовная традиция сильна там, где режиссер умеет донести до публики мысль автора. Все очень просто, и никаких модернизаций не нужно. В этом смысле показательна постановка "Власти тьмы" Льва Толстого Владимирской облдрамой, которая именуется сегодня "Театральный комплекс". Вот уж, казалось бы, где можно было порезвиться и блуд бесконечный, и детоубийство, ну а покаяние можно очень по-разному изобразить. В постановке же Владимира Кузнецова главной мыслью звучат слова старика Акима: "Бог-то! Бог-то! Он во!" Он везде, и от взора его не укроется "птичка", которая "коготком увязла" в грехах своих. Мысль эта зримо воплощена сценографом и автором костюмов Павлом Дорошенко. Все действие происходит на фоне огромного во весь задник лика Спасителя, на котором во время узловых мизансцен ярко высвечиваются глаза. От них никуда не укрыться. Как просто и насколько точно угадан нерв толстовской драмы, "беспощадной правдой" которой восхищались современники Толстого и по которой мечтал снять кино Сергей Герасимов.
Спектакль этот, показанный на Камерной сцене, можно считать эталонным для форума, провозглашающего столь высокие идеалы. Как и искренний, теплый, удивительно точный по интонациям спектакль Владимира Злобина "Ты кто? Я знаю тебя" по рассказам Андрея Платонова в Кировском театре кукол. В этом спектакле тоже есть сокровенность гениальный Платонов угадан в нем, иначе бы ничего не свершилось. Сколько радости доставили бы писателю куклы, вырезанные из дерева О. Торбеевым! Настоящие скульптурки образы, адекватные словесным скульптурам автора. Они живут отдельной от актеров жизнью в детском спектакле, и ведет их к осознанию простых истин, как и всех нас, зрителей, маленький мальчик Никита в замечательном исполнении Владимира Хлопова.
Поразил зрителей и моноспектакль Нины Добриковой "На переправе". От имени старухи исполнительница общается со зрителями, как с попутчиками на пароме. И в звенящей тишине зала постигаем мы те же истины, что и на толстовском, и на платоновском спектаклях. Вообще-то так и хочется сказать, что успех фестивальной "камерной сцены" неслучаен, хочется сделать вывод, что люди устали от "громких" представлений, камерные спектакли им любы больше, потому что космос человеческой души только там и открывается в полной мере.
А примером откровенной неудачи стал, к сожалению, спектакль
Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) "Путь в Царьград" по трагикомедии сербского поэта Зорана Костича. Пьеса посвящена проблемам взаимоотношения славян с Западной Европой в эпоху глобализации, когда многомудрые суды в волевом порядке решают судьбы целых народов, решая, выдать им пропуск в век XXI или нет. Сергей Ковальчик поставил пьесу в жанре эстрадно-буффонадного представления, в котором из-за грохота литавр в буквальном смысле не слышно слов. А слова в этом спектакле должны были стать самым главным, Зоран Костич, как никто, близок в своих мыслях к Федору Тютчеву с его обращением "К славянам". И как знать, если снять этот вульгарный антураж и эстрадные штампы и придать пьесе больше камерности, мысль автора об объединении славян будет услышана? А пока звоны "Царьграда" и содержание его существуют на отдельных планетах.
О многих спектаклях можно было бы написать, очевидно одно: в целом они составляют слишком пеструю картину и программа еще слишком грешит формализмом. А еще тем самым "внеэтическим подходом" к изображению действительности, а чаще просто банальным прочтением авторов. Как тут не произнести сакраментальное "лучше меньше, да лучше"? И когда "Витязь" преодолеет эти препоны, у него есть шанс стать уникальным театральным фестивалем, на котором "и один будет в поле воин", и "космос движений души" будет услышан.
Главные лауреаты IV международного театрального форума "Золотой Витязь"
НОМИНАЦИЯ "ДРАМА. БОЛЬШАЯ ФОРМА"
"Золотой Витязь" "Мертвые души" Московского театра им. Вл. Маяковского (режиссер С. Арцибашев)
"Серебряный Витязь" режиссер Б. Морозов за спектакли "Гамлет" и "Давным-давно" в Центральном театре Российской армии и "Горе от ума" в Белгородском драматическом театре им. М. С. Щепкина
"Бронзовый Витязь" "Лето Господне" Омского драматического театра "Галерка" (режиссеры А. Русинов и Н. Русакова)
НОМИНАЦИЯ "ДРАМА. МАЛАЯ ФОРМА"
"Золотой Витязь" "Белые ночи" театра "Мастерская Петра Фоменко" (режиссер Н. Дручек)
"Золотой Витязь" "На переправе" автора и исполнителя Н. Добриковой
"Серебряный Витязь" "Живи и помни" МХТ им. Чехова (режиссер В. Петров)
"Бронзовый Витязь" "Чморик" Драматического театра Тихоокеанского флота (режиссер С. Мальцев)
Золотой медали им. Н.С. Мордвинова "За выдающийся вклад в театральное искусство" удостоены Юрий Соломин, Владимир Зельдин и Людмила Касаткина
15.11.2006
Источник: Литературная газета