ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нехристианские православные

В каких богов сейчас модно верить

Татьяна Колесниченко :: 24 ноября 2006

В последнее время специалисты начали наблюдать любопытную тенденцию: многие люди возвращаются к старинным вероисповеданиям, в том числе и к родноверству. Поясняется все это довольно просто – к примеру, у родноверов женское и мужское начало равные, что перекликается с популярным нынче феминизмом. А, скажем, стремление обожествлять природу в какой-то мере свойственно "зеленым".

КРОВАВЫЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ – СКАЗКА?

Рано утром на Замковой горе в Киеве собралась община староверов. Примерно двадцать человек разных возрастных категорий стали в один большой круг. По средине, возле каменного жертвенника, расположился жрец. Он произносит молитвы и управляет церемонией. Пока на капище разжигают костер, участники действия берутся за руки и водят хоровод вокруг него. При этом люди повторяют хорошо известную с детства поговорку "гори-гори ясно, чтобы не погасло"... "Многие путают нас с язычниками и неоязичниками, – рассказывает волхв "Родового очага родной православной веры" Твердислав. – Последние, не имея наследственной линии передачи знаний, на основе фольклорных источников пытаются возобновить веру предков. Намеренье, конечно, хорошее, но наша вера никогда не умирала, и, соответственно, возрождать ее не надо".

Если верить легендам, то первые общины "Родового очага" создали ни мало ни много, а 25 тысяч лет назад. Кстати, если верить этим же легендам, то боги Сварог и Лада, спустившись с небес, передали ведические знания богу Миру, и случилось это на Алатыр-горе (территория Голосеевского леса). До 1933 года организация вела активную общественную деятельность, затем прекратила и начала заново работать только в 2005 году. На сегодня по всей Украине существует 83 общины ведического православия и около 250 за границей.

Родноверы проводят свои обряды возле специально построенных капищ. Одно из них, к слову, единственное "официальное" в столице, находится на Замковой горе (ее еще называют Хоревицей). "Это капище мы возобновили, на самом деле оно существовало еще во времена князя Владимира", – рассказывает Твердислав. Это же капище – страсть недоброжелателей родноверов. Его не один раз разрушали и оскверняли, но, говорят родноверы, до проделок "религиозных фанатиков" им дела нет. "Нас это наоборот укрепляет в своей вере", – поясняют они. Да и, кроме того, сотни тайных капищ надежно спрятаны в лесах по всей Украине.

Кстати, это и наталкивает на мысль о кровавых ритуалах... "Суть обрядов – взаимодействие с Богами, высшими силами. Наша жертва им – работа над собственным самосовершенствованием, символ этого сурица – молоко, и хлеб, как знак работы на полях, – продолжает Твердислав. – Жертва обязательно должна быть бескровной. Убивая жизнь, мы обрезаем веточку от Рода Всевышнего. Поэтому большинство из нас вегетарианцы. Распространенный миф о том, что наши предки убивали людей и приносили в жертву Богам младенцев – всего лишь миф, сказка, это не про нас".

Во время ритуала жрец приносит в жертву молоко, а затем по кругу каждый из членов общины отрывает себе кусочек черного хлеба и, произнося молитву, кладет его в костер. Выглядит все это действо довольно необычно. Тем более что среди прихожан и подростки в джинсах, и солидные женщины. "Чему вы удивляетесь, мы ведем абсолютно нормальный образ жизни", – пояснили родноверы. К примеру, студент Виктор Гомон на субботнее поклонение пришел с друзьями. Говорит, что про родноверов узнал через интернет. "Решил прийти потому, что почувствовал, что вера родная", – рассказывает Виктор. Родители начинания сына поддерживают. "Мне еще в детстве отец про это рассказывал", – поясняет студент.

В большинстве случаев члены общины обычные люди, которые ходят на работу, зарабатывают деньги и вне общины называют себя другими именами. Дело в том, что когда человек приходит к родноверам, ему надо отречься от своей строй веры и пройти обряд имянареченния. И волхв назначает новое, древнеславянское имя. Обычно они имеют свое значение. К примеру, славянское имя первого заместителя хранителя "Родового очага" в киевском округе Сергея Кривого – Борей, это название северного ветра.

В общине есть своя четко отлаженная иерархическая система. Старосты отвечают за административные вопросы, жрецы и волхвы за духовные, и считаются главными. Община финансируется, по словам родноверов, только на пожертвования прихожан. "В принципе, такое понятие как десятина существует, но только добровольно и от чистого сердца", – поясняет Борей.

РОДНОВЕРСТВО И НЕМНОГО ХРИСТИАНСТВА

Самое интересное: у родноверов сохранились традиции древних обрядов. Так, с начала года и до его конца праздники проходят по определенному циклу – Кругу Сварожьему. Любопытно, что банкеты и застолья тоже считаются древней традицией, без которого не обходился не один праздник. Ритуальные банкеты, которые назывались "братчинами" происходили после каждого Богослужения. Но самыми главными праздниками считаются рождение, свадьба и похороны. И, кстати, последние – именно праздник... Древние родноверы воспринимали отход в мир иной как соединение с родом, что априори не может быть скорбным.

На зимнее солнцестояние, 21 декабря, начинается Рождественский праздник. И по этому поводу в общинах принято готовить двенадцать или тринадцать разных блюд, читать специальные молитвы. Любопытно и то, что родноверы не пытаются четко выделить плохое и хорошее, черное и белое. Напротив, по их логике все в мире должно быть гармоничным, потому почитать нужно как богов света, так и тьмы. Так, в конце марта проходит Навский праздник, который символизирует ночь. В этот день принято купаться, обмываться водой и поминать покойных. Аналог привычного нам восьмого марта у родноверов проходит под знаком богини Лады. Она позиционируется как мать земли. А вот 23 февраля принято отмечать в июле – это дни, посвященные богу Перуну, который обладает силой над громом и молниями. А вот праздник бога Купалы в ночь перед летним солнцестоянием считается ночью любви. За время весенних колядок юноши и девушки, приглянувшиеся друг другу, соединяются в пары. А на следующий день после праздника просят благословения у родителей и волхвов.

В августе проходят обряды, посвященные Спасам. Некоторые историки утверждают, что в древние времена таких дней было очень много, и фактически их посвящали каждому новому плоду и овощу. Любопытно, что большинство ученных сходятся во мнении, что религии родноверов и язычников во много схожи с христианством. К примеру, даже после службы в церкви отец семьи освячивал огнем или водой дом, скот или поля. А термин "православие" изначально принадлежит... тоже родноверам. И означает "славление богов Прави". Правь – закон, который руководит вселенной, а славление – ритуал, торжественное богослужение. "Христианство, будучи довольно молодой религией, позаимствовало большое количество праздников и обрядов, которые подстроила под свой лад, – рассуждает волхв Твердислав. – Так, праздник Купала соединили с рождением Иоанна Крестителя, зимнее солнцестояние – Рождество Божича Коляды – с рождением Иисуса Христа, хотя он родился в сентябре...".

Православная церковь с некоторыми высказанными мыслями все же согласна... "Доля правды в этом есть. Но в обряды возложен совсем иной смысл, более духовный и возвышенный. Все остальное натяжка, чтобы привлечь к себе внимание", – считает проторей, благочинный центрального округа города Киева, глава всеукраинского православного педагогического общества Анатолий Затовский. Вообще, по словам священника, православная церковь к родноверству относится отрицательно, но не враждебно. "Скорее весьма сдержанно", – поясняет отец Анатолий.

РОДНОВЕРЫ "БЕРУТ" ФЕМИНИЗМОМ

У родноверов есть один главный бог Род и много других, которые отвечают за разные сферы – бог воды, солнца, ветра и так далее. "Они действуют как единый организм, но у каждого органа свое предназначение", – поясняет Борей. Родноверы стремятся обожествлять природу, и многие специалисты считают, что именно это привлекает современных людей сменить вероисповедание. Да и, кроме того, в родноверских общинах женское и мужское начало равны. "Старые верования действительно возвращаются. Они локальны – как бы привязаны к местности. Они по духу отвечают влиятельным социальным движениям – регионализму, экологическому движению "зеленых" и феминизму. И еще – они плюралистичны. Это особенно важно для обществ с высоким культурным многообразием. Сегодня неоязычество в цивилизованных странах может показаться экзотикой, но трудно отрицать то, что исконно европейские, политеистические религии почитания природы, признающие как богов, так и богинь, появились вновь и заняли свое место в современном мире, – рассказывает философ Владимир Шкода. – Любопытно, что материалисты и неоязычники, при всем их различии, сближаются в понимании статуса природы. В том смысле, что первые исходят из принципа "природа сама по себе" (не сотворена и не зависит от сознания человека), вторые рассматривают ее как теофанию, или манифестацию божества, по сути, отождествляя божество с природой".

Кстати, специалисты уверены, что родноверство и поклонение природе в Украине сохранились лучше, чем в любой другой стране. У нас даже можно перенять знания предков, как быть здоровым, счастливым и управлять стихиями. Для этого родноверы создали Академию развития человека "Родосвет" и Православную академию вероведанья. Сейчас же родноверы мечтают воплотить в жизнь проект "Остров богов". На Замковой горе в Киеве они планируют обустроить духовно-просветительский парк отдыха и место поклонения всех славян.

23.11.2006

Источник: День (Киев)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама