ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Невидимы и свободны

"Мастер и Маргарита", какими их не видел никто, – и, возможно, не увидит

Антон Долин :: 24 ноября 2006

СССР рухнул, а такое специфически советское понятие, как "полочное кино", живехонько.

Просто теперь фильмы кладут на полку не по политическим, а по иным причинам. Недавно достали с верхней полки и представили народу "Тихий Дон" Сергея Бондарчука, а теперь настал момент для "Мастера и Маргариты" Юрия Кары. Обозреватель "МН" стал одним из первых, кому удалось посмотреть полную версию картины.

Кино пятнадцатилетней выдержки

Событие нешуточное: снят гриф "секретно" с легендарного "Мастера и Маргариты" Юрия Кары. Никому, однако, непонятно, что делать с рассекреченным файлом: идет ли речь о незаслуженно забытом произведении искусства или о неудачной поделке, потенциальный ли это хит или музейный экспонат, представляющий ценность только для коллекционеров раритетов?

Давались самые разные объяснения тому, что первую и на данный момент последнюю отечественную киноэкранизацию самого популярного русского романа XX века (определение не мое, но стопроцентно верное) никто не увидел. Говорили и о конфликте продюсеров с режиссером, не желавшим сокращать фильм до уместной прокатной длины, и о проблемах с авторскими правами, не улаженными до сих пор. Даже заикались о "трудной судьбе" романа, связанного с дьявольской темой.

Это все домыслы, а вот факт. После того, как год назад по телевидению был показан с немыслимо высоким рейтингом сериал Владимира Бортко, стало ясно: это последний шанс явить миру альтернативную версию культовой книги. Теперь или никогда. Первая попытка – показ сокращенной двухчасовой версии – была сделана на ММКФ в середине лета. На днях была предпринята вторая.

На сей раз избранному кругу показали полный вариант "Мастера и Маргариты". Он длится около четырех часов – примерно четыре серии. Деление чисто условное, так как неизвестно, захотят ли показать фильм Кары телеканалы и пожелают ли видеть двухчасовую версию в своих кинотеатрах дистрибьюторы.

Кара Кары

"Мастер и Маргарита" – фильм трагической судьбы. Он был обречен стать бомбой, а вместо этого превратился в невидимку. И сегодня его время прошло так и не наступив. Достаточно наивных спецэффектов или кустарных комбинированных съемок, чтобы безразличный зритель вынес вердикт: "ГОСТу не соответствует". Подумать только – ведь с фильмом Кары должны были сравнивать сериальную версию, сделанную Бортко, а выйдет наоборот: точкой отсчета в глазах публики навсегда останется напыщенное многосерийное чтение по ролям. Судьба фильма Кары не может решиться, ибо слишком свежи воспоминания о сериале Бортко. Причем, надо думать, снобские 1990-е заклеймили бы Кару, а неприхотливые 2000-е сказали Бортко "спасибо": еще бы, ведь роман переиздан нешуточным тиражом (пусть и с постными физиономиями артистов Галибина и Ковальчук на обложке), и его теперь читают в метро.

Писать сравнительное исследование фильма, который смотрели все, с фильмом, который не видел никто, – дело неблагодарное. Намечу самое общее. Фильм Кары – смешной, как и роман Булгакова. Зрелище гротесковое, динамичное, лишенное ложного пафоса, тревожащее, будоражащее: в этом велика заслуга Альфреда Шнитке, для которого работа над "Мастером и Маргаритой" стала последней в кино. Правда, "Полет валькирий", под который Маргарита пролетает над ночной Москвой, или звучащее в сцене бала равелевское "Болеро" грешат наивным буквализмом, но и в этом есть свое простоватое обаяние. В конце концов оба классических сочинения, при всей избитости, звучат более ярко и убедительно, чем странные технохоры Игоря Корнелюка у Бортко.

В обоих фильмах сложные постановочные сцены вроде представления в варьете или бала у Сатаны выглядят чуть сумбурно. Зато Кара не побоялся вывести на экран армию голых женщин, а не пошлый кордебалет в трусах и с перьями на голове, воплотивший у Борткмечту советского обывателя о "Му-лен-Руже". Да и вообще отваги Каре было не занимать: молодой режиссер с небезусловной репутацией, берущийся за такую экранизацию в момент тотального распада прокатной системы, – или подвижник, или сумасшедший. В обоих случаях – человек, верящий в успех своего безнадежного дела. А вот Бортко на фанатика не похож. Может, он и считает булгаковского Мастера своим альтер эго, но его место уж точно не в психушке.

Куда ему – режиссеру, испытывающему нехватку и юмора, и фантазии? Он, автор нескольких посредственных советских картин, был вынесен судьбой на гребень волны после экранизации "Собачьего сердца". На перестроечной волне ее сочли шедевром – хотя дух уныния, царивший в затянутой и чрезмерно серьезной картине Бортко, мало соответствовал грусти и иронии, которыми дышит каждая страница булгаковского парафраза "Франкенштейна". Дело не спасал даже блестящий Евстигнеев, которому куда больше подошла бы роль желчного Персикова из "Роковых яиц", чем добрейшего профессора Преображенского. Бортко с удовольствием превратился в "главного экранизатора классики", и так дошел до Достоевского. В "Идиоте" вновь бросалась в глаза небрежность, нехватка глубины и неточность кастинга. Однако Достоевского начали переиздавать и читать, и в свете этого все прочее перестало быть важным. Так Бортко дорос и до главного романа минувшего столетия – на правах свадебного генерала, осознающего всю важность миссии. Свадебно-генеральская тень легла и на превосходных актеров-ветеранов, выбранных на главные роли: Олега Басилашвили, Кирилла Лаврова, а также успевших сыграть совсем другие роли у Кары Валентина Гафта и Александра Филиппенко...

Кара же до генеральской должности вряд ли дослужится. Современники-снобы заклеймили как поверхностные и тонкую драму "Завтра была война", и постмодернистскую вампуку "Воры в законе", которые в сравнении с нынешними фильмами на военную или криминальную тему кажутся почти шедеврами. Принялся Кара за "Мастера" – представители интеллигенции собирались едва ли не письма писать, чтобы режиссер с репутацией модного пошляка не брался за их любимый роман.

Мастер-класс

Что не мешало Каре верить в успех. Верить вопреки логике. "Вера" – понятие ключевое. По ряду объективных причин мужественному Михаилу Ульянову, игравшему шекспировского Антония, легче было вообразить себя "всадником Понтием Пилатом", чем Лаврову. И тем более Николаю Бурляеву, над истовой религиозностью которого в актерском цеху подсмеиваются, куда как больше к лицу рубище Иешуа Га-Ноцри, чем молодцеватому Сергею Безрукову. Саркастичный и молодой Воланд в исполнении Гафта, мелкий бес Коровьев-Филиппенко, томная ведьмочка Гелла – Александра Захарова, романтичный демон Азазелло – Владимир Стек-лов: свита Сатаны несопоставима с той, что представлена в сериале Бортко, и только Бегемот – Виктор Павлов – вызывает сомнения как в кошачьей, так и в инфернальной породе. Однако и он в сравнении с плюшевым чудищем Бортко смотрится котом хоть куда.

Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Сергей Никоненко (Лиходеев), Леонид Куравлев (Босой) и прочие классики комического жанра – каждый на своем месте, но лучше всех Сергей Гармаш: роль хамского, страстного, жалкого и трогательного Ивана Бездомного должна была в одночасье сделать его новейшей суперзвездой. Судьба распорядилась иначе, и Гармаш стал знаменитостью много позже. Но, конечно, главный нерв фильма (как и романа) – Мастер и Маргарита. Анастасия Вертинская – одна из крайне немногих актрис нашего кино, которую можно без оговорок назвать красавицей (сейчас бы сказали "секс-символом"), впечатляет даже там, где ее совпадение с экранным образом неочевидно. Она играет смело, даже отчаянно, переходя от истерики к хрупкому, стыдливому молчанию: ну да, а как еще могла себя чувствовать советская женщина, попав нагишом на бал к Люциферу? Что же до Мастера, то интерпретация этого сложнейшего из булгаковских персонажей Виктором Раковым не оставляет сомнений: он – большой артист, недооцененный и недоиспользованный. Может, все было бы иначе и в его судьбе, выйди фильм вовремя.

Смотря небезупречный, но ни в одну секунду не скучный фильм Кары, вдруг понимаешь: каждый из актеров, каждый член съемочный группы – все они верили в успех. Потому снимали Иудею в Израиле, а Москву (вот диво) – в Москве. Флер идеалистической эпохи куда как симпатичнее усталого прагматизма, с которым отряд спецов в фильме Бортко отрабатывает план по просвещению народонаселения, но наше время в таких идеалистах не нуждается.

Последняя реплика сценария Кары обращена Мастером к его герою, прокуратору Пилату: "Свободен!" Фильм Кары не столько свободен, сколько невидим – в самом буквальном смысле: увидит ли его нынешний зритель (и захочет ли увидеть), большой вопрос. Пленка отложена "до лучших времен", а их наступление все менее вероятно. Свобода, впрочем, должна быть внутренней – такой, какая позволила Булгакову написать книгу такого масштаба в стол. Знающий об этом Кара может гордиться невольной параллелью судьбы романа с судьбой фильма, легшего на полку. Булгаков был уверен: рукописи не горят. Мы знаем по опыту: кинопленка обладает куда меньшим запасом прочности.

24.11.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама