ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Грешный креатив

Рекламисты пытаются сделать из нас безмозглых, алчных, завистливых и блудливых существ

Александра Заспа :: 29 ноября 2006

Долгий путь в метро до дома. Сесть, как назло, не удалось, заламывающиеся в стороны каблуки и дышащий перегаром сосед. А тут еще эта реклама перед глазами. Посыл, традиционный для "Билайна", – "Удобный тариф для свободных и подвижных людей". Только какие-то странные эти свободные люди нового времени. Присматриваясь, начинаю понимать, что их подвижность больше напоминает изломанность висельника, а желто-черные шарф дамы и галстук мужчины – удавки. Возможно, это игра уставшего воображения, но, Боже, как похоже. Волнами накатывает уныние. А уныние, как известно, один из семи смертных грехов.

А они, эти грехи, обыгрываются в сегодняшней рекламе постоянно. Видя подобное, понимаешь, что из безобидного способа продвижения товара реклама превращается в некий культ, проповедующий антихристианские догмы и аморальность. Борьба за потребителя, ранее преобладающая в психологии рекламщиков, сегодня превратилась в борьбу с потребителем. Из нас пытаются сделать безмозглых, алчных, завистливых и блудливых существ – идеальную машину для скупки всего, что залежалось на полках. Эта стратегия мне понятна. Современный потребитель стал намного избирательнее, все чаще сталкиваешься с тем, что покупатель еще до похода в магазин точно знает, что именно купит. В этих изменившихся обстоятельствах потребительского спроса рекламщикам все сложнее найти ходы для продвижения товара. Выход, по их мнению, один – как можно быстрее и общими усилиями привести к деградации потребительское общество, по сути, всех нас. Не удовлетворившись игрой на низменных человеческих инстинктах, таких как похоть, они вводят новые правила игры – никаких правил, ни религиозных, ни светских.

Так, второй грех – чревоугодие – в рекламных роликах изменен с учетом русской ментальности. Если американцы грешат чрезмерным употреблением гамбургеров и картошки фри, то русский люд испокон веков не знал границ в употреблении алкоголя. И заметьте, какое количество пива фигурирует в нашей рекламе. Это не одна бутылка и даже не две, счет идет на ящики... Такое ощущение, что, чтобы удовлетворить алчущую пива компанию из четырех мужчин, необходимо разгрузить полгрузовика.

Пропаганду третьего греха – алчности – все мы наблюдаем каждый сезон скидок. Мол, бегите, люди, и берите, пока задаром. Призывают нас вернуться в советские времена и поностальгировать в километровых очередях. Но то ли еще будет! Грядет сезон новогодних скидок. Значит, в очередной раз нам предстоит окунуться в фантазии рекламщиков, полные аморального креатива.

Гламур! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Новомодное словечко, вписанное в бессмертную строчку Пушкина, отнюдь не ошибка. Именно гламур сегодня правит в большинстве умов российских потребителей. За титулом "гламурный" бегает половина жителей Москвы и Петербурга. Дословно "гламур" переводится как "чарующий" и "волшебный", на деле оказывается рассадником сразу двух грехов – гордыни у людей, которые сумели к нему пристраститься, и зависти у тех, кто оказался по ту сторону гламурного корабля. Подхватили модную волну и производители, отдав дань этому феномену целым циклом реклам. Например, реклама сока Rich. Все составляющие гламура налицо, вернее, на экране: сногсшибательной красоты девушка, будто вышедшая из дома на Рублево-Успенском шоссе, шикарный кабриолет и потрясающий закат. Только все портит слоган "Насладись незабываемыми минутами любви к самой себе". А как же собирающие бутылки бабушки, дети-отказники в приютах, бездомные подростки, нюхающие клей по подворотням обеих столиц, кто же полюбит их? Но всего этого в "гламурной" жизни нет, есть только закаты и рассветы на Майорке и красивые люди-нарциссы, пьющие сок. Еще один сюжет – о зверях. Крокодил и леопард. Что же между ними общего, кроме того, что оба хищники, я, например, не знаю. А рекламщики нашли. Леопард с гламурной расцветкой понимает толк в "Швепсе". А неказистый крокодил нет, потому что еще не дорос.

Между тем, по мнению создателей рекламы, такой грех, как зависть, может возникнуть и между близкими людьми, а порой и просто родственниками. Как ни странно, но такую пропаганду выбрали производители чипсов. Хотя, например, у меня поедание этой пищи ассоциируется исключительно с просмотром захватывающего фильма в компании друзей. Но чипсовые магнаты призывает нас замахнуться не то что на друзей, а на близких. Корабль. Он и она. Влюбленные разыгрывают сценку из фильма "Титаник". Только одна помеха – у нее в руках чипсы, и ему никак до них не дотянуться. Недолго думая, наш романтический принц скидывает любимую за борт (слава Богу, внизу бассейн, а не открытый океан, кишащий акулами) и наслаждается чипсами в одиночестве. Те же чипсы, только вместо влюбленной парочки папа и сын смотрят телевизор. Отцу все никак не поесть это блюдо, потому что изворотливый отпрыск качается в кресле-качалке. Тогда папаша решает избавиться от нахлебника и вставляет под кресло тапок. Кресло застревает. Сын обезоружен, папа довольно жрет. Занавес.

Хочется отдельно отметить рекламную серию пива "Тинькофф", в которой рекламщики потрудились действительно на славу и сумели впихнуть в трехминутный ролик сразу и гордыню, и гнев, и, конечно, блуд. Порванное в гневе безумно дорогое ожерелье, кинутая в камин шуба. Невидимый герой "Тинькоффа" меняет барышень каждый ролик. При этом горделиво заявляет, что от него не уходят, просто иногда уходит он.

У меня создается впечатление, что принятие новых и новых законов не сможет привести к каким-либо качественным изменениям. Ведь дело даже не в самой рекламе и ее ограничении, а в головах ее создателей. Реклама лишь тогда аморальна, когда ее делает аморальной по своей сути человек. Будучи сама по образованию пиарщиком, я подозреваю, что причина кроется в малом количестве учебных часов, посвященных этике потребительских отношений. Они изучают способы продажи, но практически не говорят о моральных принципах и вещах, которые нельзя использовать в качестве этих способов. Выходя из учебного заведения, они запрограммированы лишь на цель, для которой, как видно, все средства хороши. Альтернативным решением может стать ввод психологических тестов, играющих главную роль при приеме на работу. И если на вопрос, что является двигателем рекламы, в графе напротив будет стоять ответ "секс" или что-то подобное, не брать этого человека на работу. Возможно, тогда аморальной и неэтичной рекламы станет гораздо меньше.

29.11.2006

См. также
ТВ/Радио
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама