Оформители витрин запустили новогодний процесс, горя искренним желанием "сделать покупателям красиво". Ретивые продавцы уже пустили гулять по витринам восточных поросят в обнимку с западным Санта-Клаусом.
За несколько недель перед основным праздником напор нетипичной, нетрадиционной символики чудовищно возрастает. Эффект настолько силен, что перестаешь понимать Москва вокруг или, скажем, любой из Франкфуртов, жители которого внезапно сбрендили и принялись украшать витрины да и город в целом, по пьяному наитию и от балды, размещая свою традиционную рождественскую символику безвкусно и нелепо.
Несколько лет назад московские власти рекомендовали дизайнерам обратиться к русской новогодней и рождественской символике. Рекомендация, судя по тому, что творится вокруг, пропала втуне. По-прежнему бал правят веночки из еловых ветвей, перевитые красными лентами, украшенные колокольчиками, гномиками и четырьмя свечами. По-прежнему висят красные носки, хотя появление подарка в них, мягко говоря, проблематично по идее, Санта-Клаус на русские носки вряд ли обратит внимание, а Дед Мороз и подавно, поскольку к такой раздаче подарков не приучен. И повсюду классическое европейское сочетание рождественских цветов зеленый-красный-золотой. Единственное утешение, что хоть рождественская Вифлеемская звезда у нас с европейцами общая восьмиконечная.
С одной стороны, вроде бы ничего страшного не происходит. Ну пусть повисят эти веночки, не свастики ведь. Да и красиво опять же, глаз радует, а что еще нужно для создания новогоднего настроения?
Красиво-то оно красиво, спору нет. Однако весьма... унизительно. Такая ситуация сильно напоминает праздник в папуасской деревне, где внезапно обнаружили 10 ящиков стеклянных бус. Глаз они радуют, вот папуасы и цепляют бусики куда попало, нимало не задумываясь о том, что все-таки лучше их носить на шее, а не на лодыжке или на пузе в три ряда. Пока что с рождественской европейской символикой мы обращаемся именно так. Вот, скажем, веночек с четырьмя свечами. Умный немец, если у него спросить, что это за предмет, сможет объяснить, что венок называется адвентским, символизирует рождественский пост (адвент), что четыре свечи означают четыре недели, оставшиеся до праздника, что каждое воскресенье полагается зажигать по одной свече, сопровождая это соответствующими рождественскими гимнами. Глупый немец этого объяснить не сможет, но гордо скажет, что и отец его так делал, и дед, и прадед. А что скажет русский, бездумно налепив на витрину целых пять таких венков? Отцы его так не делали, да и сам он не католик и не протестант. Зачем повесил, да еще в таком количестве? Только потому, что красиво? Вот и выходит, что поступил, как папуас.
То же самое касается и сочетания цветов зеленый-красный-золотой, которое католической и протестантской
Европой используется осознанно и осмысленно, отсылая этот элемент дизайна к дарам волхвов родившемуся Спасителю. В православной традиции тоже было подобное осмысление, но цвета были иными сочетание голубого, серебристого и белого, где четко читалась отсылка к Богородице, чей цвет традиционно считался голубым. Понятно, что рождественская символика успела подзабыться за советский период, но не до такой степени, как может показаться. Во всяком случае, традиционно православное сочетание цветов в новогоднем дизайне никуда в СССР не делось шуба советского Деда Мороза всегда была голубая с белой оторочкой, сменившись на красную санта-клаусовскую сравнительно поздно, в конце 70-х. Да и оформление витрин тоже выдерживалось в этой гамме, которая утратила религиозный смысл и воспринималась как нечто сказочно-зимнее. И сейчас, если даже не заморачиваться на предмет конкретного наполнения символа и не искать консультантов-историков, что мешает нашим дизайнерам использовать традиционно наше сочетание цветов хотя бы потому, что оно НАШЕ? И создавало праздничное настроение поколениям москвичей с ничуть не меньшим эффектом, чем европейское? В конце концов, можно ведь, особо не утруждая себя, вспомнить детство и традиционных снеговиков и мишек, белок и зайцев. А если кто действительно верующий, так фигурки ангелов вполне в русской традиции. Правда, ангелы не европейские розовощекие крепыши, а более изящные. Можно подумать, свет клином сошелся на оленях Сайты и его же свите зеленобашмачных эльфах. Во всяком случае, иллюстрации, представленные на полосе, показывают, что не Сантой единым живы витрины.
Не хочется нагнетать атмосферу, но, видимо, в этом году ситуация повторится, невзирая ни на какие рекомендации властей. Наверное, только злая насмешка над русским оформителем, обладающим папуасской психологией, может хоть как-то поправить дело.
Ольга МЕЛЬНИКОВА, профессор факультета психологии МГУ:
ВЗГЛЯДЫ на сочетание цветов, создающих праздничное настроение, отличаются у разных поколений. Те, кто постарше, твердо ассоциируют Новый год с белым, зеленым, синим, голубым, серебристым. Молодежь расставляет приоритеты так зеленый, красный, золотой, белый. Так что в самом грубом приближении можно сделать вывод, что старые русские традиции потихоньку сдаются. Молодежь считает европейскую рождественскую гамму своей.Но все подряд говорят, что очень важен еще и оранжевый цвет, видимо, по ассоциации с мандаринами. Конечно, мы ждем не столько кумача на еловых ветвях, больше похожих на венки раннего большевизма, сколько многоцветья. Пусть присутствуют разные традиции. Но делать это надо осмысленно.
Василий ФИЛИН, директор центра "Видеоэкология":
С ТОЧКИ зрения физиологического восприятия никаких различий между европейской и русской цветовой рождественской гаммой нет. Они одинаково комфортны для глаз. Другое дело, что иногда дизайнеры советуют использовать такие сочетания цветов, которые могут вызвать сильный психологический дискомфорт, например красное с синим. К неудачным идеям можно отнести монохромное оформление елок, особенно если на дереве присутствуют только шары или только бантики одного цвета. Ну и вкус оформителя многое значит. Одна елка в витрине хорошо, она создает центр внимания, притягивает взгляд. А три, пять или десять однообразно украшенных елок или венков могут свести с ума. И здесь уже ощущение праздника подрывается на корню.
29.11.2006
Источник: Аргументы и факты