ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Языческий яд как "альтернатива"

Вячеслав Гянджинский :: 30 ноября 2006

Можно констатировать факт: в современной России наблюдаются процессы возрождения интереса к славянской языческой культуре. Эксперты утверждают: в некоторых регионах страны, в особенности северной ее части, заметно формирование славянских языческих общин.

Появились и современные "идеологи язычества" , которые утверждают, что "языческие религии "лучше, чем исторические христианские церкви" , которые позволяют современному человеку поддерживать чувство этнической и культурной идентичности. Русской национальной культурой провозглашается ведическое прошлое. Христианство оценивается как чужеродное явление для арийской цивилизации. Если фундаментом христианства определяется вера, то ведического язычества – знание. Религия, основанная на вере, рассматривается ими как средство манипуляции подданными. А популярная в просветительской среде "теория обмана" вновь актуализировалась в неоязыческой литературе. Через призму противостояния объясняется операция Крещения Руси Владимиром. Потерпев поражение в военном соперничестве, кульминацией которого были походы Святослава, противники якобы экспортировали в стан победителей разлагающий вирус христианства.

Нестор объявляется ими фальсификатором русской истории. Его образу противопоставляется фигура языческого сказителя Баяна. Одновременно подвергается сомнению традиционный довод, что христианская церковь содействовала укреплению древнерусского государства. Высказываются мнения о том, что татары овладели Русью не без косвенного содействия христианства, парализовав эсхатологическими мифами волю народа к сопротивлению. Продолжавшийся до середины XIV в. церковный коллаборационизм по отношению к завоевателям был не бескорыстен, сплачиваясь разного рода привилегиями священникам.

В отличие от несторовой версии, конспирологами неоязыческого направления в формирующейся "новой историографии" преувеличиваются масштабы культурного развития дохристианской Руси и языческого сопротивления крещению. По оценке И. П. Шибина, на высокий уровень экономического развития дохристианской Руси указывают нумизматические находки, представлявшие собой огромные клады сокровищ. Качество дохристианской литературы иллюстрируется неоязычниками посредством апелляции к таким памятникам, как "Велесова книга" или "Слово о полку Игореве".

Новгородцев и ростовцев удалось христианизировать только в XII в. , а в ряде периферийных уголков Руси языческая вера сохранялась до середины XVI в. Согласно версии, например, А. И. Асова, действие языческих организаций, как самостоятельной религиозно-политической силы, обнаруживается даже в эпоху Смуты и восстания Степана Разина.

Историк С. Н. Плеханов апробировал теорию о всеевропейской многовековой средневековой войне между христианской цивилизацией Юга и языческой Севера. Война шла, соответственно, между Римской империей (представленной двумя политическими субъектами – Священной Римской империей и Византией) и балтийской цивилизацией. Наступление Карла Великого на саксов, а Византии на Склавинию, с одной стороны, и набеги викингов, с другой, представляются автору эпизодами данного противостояния. Варяжское подчинение Руси, включая конфликт язычника Олега с христианином Аскольдом и последующие походы на Византию, изображаются как реванш Севера. Напротив, процессы христианизации интерпретируются в качестве экспансии Юга. Демонизация облика Святополка Окаянного объясняется нереализованным замыслом князя, по аналогии с Юлианом Отступником, восстановить язычество. Война завершилась лишь к исходу Средневековья торжеством христианской церкви. Но языческие анклавы и маргинальные объединения продолжали существовать как контркультура и в период позднего Средневековья. Развернувшиеся инквизиционные процессы преследовали цель завершить разгром последних очагов язычества.

Мы не будем сосредоточиваться на раскрытии присущих подобным версиям противоречий, что должно составить задачу самостоятельного исследования. Обратим лишь внимание на особенности методологического конструирования антихристианских концепций. Происходит смешение христианства как системы этико-нормативных предписаний (идеальной модели) и конъюнктуры исторического бытия церковных организаций. Так, порицая христианство за смирение перед силой, неоязычники апеллируют к нормативам идеальной модели, предписывающим подставить щеку преступнику. Но ведь в подлинной истории функционирования христианской церкви, за исключением ограниченной группы святых, данного императива никто не придерживался. Напротив, церковь зачастую инициировала борьбу с насилием и агрессией. Канонизация в качестве святых не только страдальцев, но и ратников, таких как Александр Невский, противоречит неоязыческим упрекам христианству в смирении. В другом случае при проведении изобличения христианского клира как ханжеской корпорации, погрязшей в распутстве и чревоугодии, критики обращаются к истории повседневности, а не к этическим идиомам. Одним словом, против российской истории, попыток ее возрождения в классическом варианте, но в новых условиях, с привлечением новых источников и современных методик, открыт серьезный неоязыческий "идейный фронт". Похоже, что битва тут только начинается.

29.11.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама