Каким образом может сказаться введение православия как школьного предмета на душевном состоянии детей и их отношениях с родителями? Мнения специалистов, семейных и детских психологов, в этом вопросе расходятся. Одни считают, что оно только на пользу неокрепшим детским душам. Другие – что лучше преподавать историю мировых религий. Но в одном единодушны все – обязаловки быть не должно! Вопрос веры касается только самого ребенка и его семьи.
Психотерапевт Ирина Млодик: "Каждый верит в свои сказки" – Введение обязательного православия в школе – это очередное насаждение идеологии, насилие над человеческой личностью. Дело в том, что мама и папа являются самыми значимыми фигурами для ребенка. И если их объяснения явлений мира будут входить в противоречие со словами преподавателя – тоже уважаемого человека, – то это может породить в душе ребенка тяжелый конфликт. Кому верить? С подросткового возраста мышление детей становится более самостоятельным и критическим по отношению к родителям. Поэтому, может быть, имеет смысл вводить занятия именно с этого возраста.
На мой взгляд, лучше знакомить ребят с историей разных религий, с их вкладом в общечеловеческую культуру. Или проводить занятия для представителей разных конфессий. Что касается ребенка: верить ему или не верить, и в какого бога – здесь лучше исходить из тех представлений, которые разделяет его семья. Если родители придерживаются разных религиозных взглядов, необходимо, чтобы они сначала решили между собой, в какой вере собираются воспитывать ребенка.
Детский психолог Юлия Смирницкая: "Нашу историю можно изучать по житиям святых"
– Я считаю, что православие – нужный предмет в школе. Например, я всегда любуюсь детьми в православной гимназии. Они такие спокойные, доброжелательные, глаза у них осмысленные. Вера для них естественна, как само дыхание. Красивые люди растут и внутренне, и внешне.
Православие – это ведь и образ жизни, и духовная история нашей страны. В последнее время исследователи пришли к выводу, что патриотические чувства являются врожденными. А для полноценного развития детям необходимо гордиться своей страной, культурой, предками. Мне кажется, что нашу историю можно изучать по житиям святых, так богата она на подвижников. С них и сейчас можно брать пример подрастающему поколению.
Другой вопрос, как будут вводить подобный предмет. И что за преподаватели станут его читать. Если это выльется в очередную обязаловку, которую спустили сверху, вреда от этого будет больше, чем пользы. У нас ведь не все православные, у представителей других религий должен быть выбор.
06.12.2006
Источник: Московский комсомолец