ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Своё счастье в чужом счастье

Леонид Рузов :: 14 декабря 2006

В ночь на 2 декабря в селе Прямухино Кувшиновского района Тверской области сгорел дом сельского священника Андрея Николаева. Его останки хоронили в одном гробу с останками троих детей и беременной жены.

А в октябре отец Андрей выступал на канале ТВЦ в телепередаче "Улица твоей судьбы": "Тяжело, очень тяжело жить на селе священнику, и особенно если у него семья. Потому что мы там сельские священники как на войне". Он говорил о ненависти и нищете, о безверии и пьянстве: "Раз семь или восемь пытались ограбить [церковь]. Приходилось защищать с оружием в руках... Нет, я не буду стрелять в человека, но испугать надо".

Понятно, что слова сказанные Николаевым по телевизору, – это его взгляд на село "изнутри".

А вот "взгляд снаружи".

Свидетельства о Прямухине немного отличаются от апокалиптического описания отца Андрея, усиленного газетами до того, что "на самогон меняют даже бревна и доски" из своих домов. Население тут с конца восьмидесятых выросло раза в полтора. Селятся дачники – московские, питерские, тверские. Спиртным торгуют, как везде: "Это обычное российское нечерноземное очень сильно пьющее село. Официальную и неофициальную торговлю алкоголем держат в руках местные ребята – русские и из этих деревень. В самом Прямухине владелец магазина торгует как официально водкой-портвейном-пивом, так и из-под полы отвратительным самогоном. Вторая крупная точка – в деревне Мытницы..." (блог одного из прямухинских анархистов).

Батюшка с пьянством боролся: "Местные алкоголики действительно ненавидели о. Андрея, который и сам относился к ним непримиримо. Своей вырождавшейся от алкоголя пастве он предлагал работу при церкви – но при обязательном условии: отказаться от самогона. Условие это почти никто выполнить не мог, поэтому все имели личную обиду на священника" (ж-л "Огонек").

Подобное описано у Сергея Довлатова в "Заповеднике" – затянувшийся конец света.

Прямухино – "родовое" гнездо Бакуниных (про одного из отцов анархизма Михаила Бакунина все знают со средней школы). 27 мая тут проходил традиционный ежегодный Бакунинский праздник. Кстати, именно президент Бакунинского фонда Георгий Цирг, правнучатый племянник прославленного анархиста, даровал приехавшему сюда в 1997-м священнику Николаеву дом в Лопатино, а праздник начался с богослужения в Троицкой церкви, которое провел отец Андрей...

Потом под музыку из мультфильма "Крошка Енот" в исполнении духового оркестра все пошли в сельский Дом культуры. Там висел портрет Бакунина со словами: "Искать своего счастья в чужом счастье, своего достоинства в достоинстве всех окружающих, быть свободным в свободе других – вот вся моя вера".

Начались речи. Георгий Цирг сказал: "Мы пока не можем возродить парк и дом Бакуниных, но всячески стараемся, чтобы здесь воцарился дух "прямухинской гармонии" – так отзывались об усадьбе в середине XIX века.

Заведующая муниципальным Музеем Бакуниных сообщила, что за неполных три года тут побывали более пяти тысяч человек, а гость из Бразилии написал в книге отзывов: "В этой далекой русской деревне я почувствовал, что лучший мир возможен".

Музей находится в пристройке к школе. Школа носит имя отнюдь не Бакунина, а другого подрывника – партизана Николая Горячева...

Глава района говорил о необходимости сбережения исторической памяти, глава муниципального образования – о выдающейся роли Бакунина в революционном движении и о том, что здесь еще слабо ощущается влияние национального проекта возрождения села...

Потом – ещё концерты, речи, доклады... Какой-то секретарь союза писателей прочел своё стихотворение и сказал: "Очень приятно, что состязания умов стали вытеснять состязания стаканов..."

Определённо, и в этом "заповеднике" Довлатов нашёл бы немало материала.

До гибели отца Андрея оставалось полгода...

В "неформальной" среде Прямухино известно не только по историческим книгам. С 1995 года в летние месяцы "вольная артель" собравшихся со всей России анархистов расчищает и восстанавливает усадьбу основоположника учения.

| (Фото: из архива П.Рябова)

Начало этой работе положил Николай Муравин (на фото в центре), один из лидеров московской анархической "тусовки", – в первой половине девяностых более полусотни человек посещали его семинары, их называли "муравинскими четвергами", даже когда эти "четверги" стали проводить по пятницам и не у Муравина. В среднеельцинские годы анархисты и близкая к ним "левая" часть неформалов казались живыми на фоне общей апатии и утраты ориентиров. Отчасти потому, что они не отказывались от корней, изучали историю своего движения – социалистов, народников, того же Бакунина. В 1994-м, к ставосьмидесятилетию мэтра, в Прямухино прошли Бакунинские чтения. На следующий год прошёл первый летний лагерь, "прямухинская вольная артель" очистила пруд... А 2 мая 1996 года Муравин трагически погиб.

Анархическая "тусовка" осталась. Но что-то из неё ушло. "Артель" продолжала свое существование, хоть и не каждое лето – "гармоническое сочетание труда умственного и физического, общения с природой и братками-сеструхами по анархическому движению" (отчеты анархистов о пребывании в лагере). "Артельный люд" мог "познакомиться друг с другом поближе, пообщаться в приятной и располагающей к общению обстановке" – свойство любого из летних лагерей, без какой-либо идейной и социальной "нагрузки", но не главная же цель?

У въезда в усадьбу "анархи" поставили табличку: "Прямухино. Охраняется от государства", – но и сами не вмешивались в окружающую жизнь.

А ведь многие дворянские усадьбы были в России источниками не только угнетения, но и просвещения. Декабристы памятны не только выходом на Сенатскую площадь, но и своей деятельностью в ссылке. Само слово "народники" – от "хождения в народ", которое лишь потом, репрессивными усилиями правительства, было конвертировано в террор. Если смотреть дальше, то и многие диссиденты всё время создавали вокруг себя "общественную ауру". И – современный пример – 36-й пермский лагерь, последняя советская политзона, превращённая в музей, расположен у чёрта на рогах – но туда ежедневно автобусами привозят школьников со всего Пермского края. Чтобы знали и помнили...

А в Прямухино – пять тысяч человек за три года – по пять в день. Из них сколько-то иностранцев... Сколько же остаётся школьников? Музей тоже мог стать источником культуры для прямухинцев. Приветить и вразумить местный "рюмкин пролетариат". Но не стал. Да и вообще, что мы слышим от образованного сословия в адрес прямухинцев? Только поношения и оскорбления. Похоже, отец Андрей единственный не отворачивался от ужаса повседневности.

Высокие идеи, мысли или воспоминания о правильном устройстве общества в целом не отменяют отношение к окружающему "здесь и сейчас" – в коллективе, во дворе, в селе, в городе.... Для наследников революционного движения было бы естественно "сходить в народ".

Но вот впечатления одного из "артельщиков": "Был он этакий поп-хозяйственник себе на уме. Учил детей в воскресной школе. На службе довольно скучно талдычил. Говорят, он боролся с пьянством, но особого эффекта это не имело..."

Не так уж и мало – учил детей в воскресной школе, боролся с пьянством... "Мы там сельские священники, как на войне..." – так и погиб, один в поле.

Насколько я знаю, после страшной смерти отца Андрея ни один из участников "вольной артели" не выразил соболезнования или хотя бы сожаления.

"На память о своём пребывании в Прямухино коммунары обычно высаживали дерево, – ни одно из которых, к сожалению, не прижилось".

Это последнее признание анархистов о самих себе вообще-то – про всех нас: российский политический пейзаж сегодня кажется пустыней. Для любого общественного и политического движения приверженность идеалам – необходима, память о "корнях" – важна. Но если это не превращается в работу "здесь и сейчас" – с теми, с кем рядом ты живёшь, – то идеалы незаметно теряют смысл, а дерево засыхает.

...И мы не слышим и не видим, что вострубил первый ангел, а на Землю сошёл огонь.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама