ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Такси до Бога

Здесь можно купить терновый венец и билет на Голгофу

Алексей Поликовский :: 25 декабря 2006

На Виа Долороза неподалеку от последней остановки Христа торгуют чемоданами, а поблизости от Гроба Господня можно купить себе вполне подходящий терновый венец. Десятки венцов со всамделишными устрашающими шипами висят на вешалке в магазинчике "Папа Андрей", а к тем, что подороже, прилагается сертификат подлинности. На Голгофе, на месте, где стоял крест Христа, теперь ниша с иконой и серебряным кругом. Девушка с улыбкой втискивается в нишу и поворачивается к своему парню вполоборота, а он ее фотографирует. В сумраке огромного храма на улице Св. Елены белым инфернальным светом горят вспышки. Создание цифровой камеры превратило весь мир в фотостудию, а всех людей в фотографов. В Гефсиманском саду один мужчина садится на камень, на котором Христос молился, исходя кровавым потом, а другой фотографирует его. Потом они меняются местами. Все это Иерусалим. От этого города можно сойти с ума. В его стенах, как в глубоком тазу, плещутся три тысячи лет густого, прожаренного солнцем времени. Где верхом на льве ездил среди своих повстанцев партизан Бар-Кохба, теперь мчатся на "Мерседесах" арабы-таксисты. Завидев задумчивого пешехода, они тормозят и криками заманивают его в машину. Где на подъезде к Иерусалиму стоит тарелка спутниковой связи, там Давид булыжником проломил голову Голиафу Где Авраам тащил по склону жертвенного ягненка со связанными ногами, стоит детский городок с кольцами и горками.

Люди, национальности, вероисповедания теснятся на белых камнях и в голубом воздухе. Две немки идут молиться к Стене плача, православный алеут прибывает во францисканский монастырь, тень от мечети падает на двор храма Гроба Господня и в декабрьский солнцепек создает приятную тень для группы евреев в ермолках, которые, сидя на ступеньках, слушают объяснения экскурсовода Все они в обычной гражданской одежде, но один почему-то с винтовкой М-16 на длинном ремне. Другой все время отвлекается на какую-то игрушку в руках. Я заглядываю ему через плечо и вижу что он играет магазином от автомата Вынимает патроны из магазина и потом загоняет их назад.

Заброшенные здания с выбитыми окнами, узкие переулки с трущобными хибарами, ржавые ставни на окнах, ржавое железо, служащее крышей рыночных торговых рядов, кривая фанера, приколоченная к прутьям заваленного хламом балкона, звезда Давида, прорезанная в толстом сером камне – это Иерусалим.

Кривые двери маленьких мастерских, вывески на иврите и на русском, огромная клубника на лотках, пар над кипятком, в котором варятся початки кукурузы, розовые простыни, вывешенные на фасаде в центре города, многоквартирный ужасный дом, анемично-белый, словно он и его обитатели всю жизнь провели в подземелье – это Иерусалим.

Араб у Яффских ворот; торгующий хлебом с лотка, к которому спереди приделано велосипедное колесо, еврей с седой бородой и в ермолке, не просящий, а требующий милостыню у турникетов, ведущих к Стене плача, девушки из Биробиджана, весело шпарящие на иврите, военный со снайперской винтовкой в руках, в перчатках с обрезанными пальцами, с красным беретом десантника под погоном и твердым лицом профессионала, контролирующий окрестности Гефсиманского сада – это Иерусалим.

Заборы из гофрированного железа, времянки, строительный вагончик, зачем-то приткнувшийся напротив Стены плача, тут же мусорные баки, которые на глазах гордых хасидов посещает не менее гордый черный кот, мальчишки, играющие в баскетбол в ста метрах от камня, на котором Господь в третий день творения водрузил мир, частый заливистый вой полицейских сирен и нескончаемое позвякивание жестянок с монетами, которым нищие не устают напоминать каждому о долге милостыни – это Иерусалим.

Y стены Старого города на травке лежит девушка, болтает по мобильному и одновременно читает книжку на английском. Мужчина заходит за угол и писает прямо на стену Старого города. В сухом воздухе Иерусалима быстро пересыхает горло, и люди беспрерывно пьют. Пустые бутылки повсюду По ним можно изучать бренды пищевой промышленности: Кока-кола, Пепси-кола, Эвиан, Сан-Бенедетто. Уходя, люди оставляют пустые бутылки на древних камнях во дворе Храма Гроба Господня. Огромный араб выходит во двор и собирает бутылки, громко ругаясь. Я не знаю арабского, но понимаю, что он проклинает свиней.

Христос выгнал торговцев из храма, император Тит разрушил храм, но все это не привело ни к чему: святые места в Иерусалиме снова окружены торговцами и перемешаны с базарами. Религия и торговля сливаются в шизофреническом симбиозе. Выходишь из храма, переполненный чувствами, готовый к отрешению и аскезе, и тут же попадаешь в руки арабам, предлагающим тебе купить ковры, шахматы, пташки, бурнусы, кинжалы, ермолки, подставки для посуды, тарелки, серебряные украшения и футболки с надписями. У каждого араба есть в продаже хит сезона: футболка цвета хаки израильских вооруженных сил. Надписи на футболках можно читать как собрание афоризмов. Вот парочка самых смешных: "У меня такая секретная работа, что я и сам не знаю, что делаю!". И еще: "Америка, не бойся! Израиль с тобой!".

В Старом городе Иерусалима, на маленьком клочке сухой выжженной солнцем земли, столпились все христианские исповедания, иудеи и мусульмане. Храм Гроба Господня поделен между христианами разных вероисповеданий, что не идет ему на пользу: из стен торчат железные прутья, стены даже не побелены, рядом с реликвиями стоят лестницы. В заботе о святынях содержатели храма забыли сделать для тысяч приходящих сюда людей пристойный туалет. Грек-священник с рыжей окладистой бородой стоит в Куликвии, возведенной над Гробом Господнем, и распоряжается очередью верующих. Он ведет себя как человек, давно и окончательно понявший, что бесконечным людским потоком можно руководить только военными командами. "Back!" – зычно рявкает он и грудью налетает на очередь, отодвигая ее. "Four!" – громогласно командует он, разрешая войти очередной четверке.

Не каждый верующий знает, что на самом деле Гефсиманских садов теперь два. Сад поделили между собой православные греки и францисканцы. И те и другие обнесли свои владения каменным забором. В греческий Гефсиманский сад можно только заглянуть сквозь решетчатую калитку а в Гефсиманский сад францисканцев можно войти. Земля в саду красная, недавно завезенная. Старым оливам с толстыми стволами и раскидистыми ветвями восемьсот лет

Францисканцы в коричневых рясах, подпоясанных белыми веревками, идут по Гефсиманскому саду в храм Всех Наций на богослужение. У молодых монахов интеллигентные лица людей, читающих современную научную литературу в университетских библиотеках, и сандалии, которые носили в Древнем Риме и Древней Иудее. В армянском квартале Старого города на древних стенах расклеены плакаты, рассказывающие о геноциде, учиненном турками. Звезда Давида нарисована на всех стенах и дверях, словно тот; кто рисовал ее, твердил всем окружающим в приступе упорства и азарта: "Мы здесь! Вы видите, мы здесь? Мы были, есть и всегда будем здесь!". Автомобили к святыням не допускаются, но и туг есть исключения. На моих глазах номенклатурный черный джип въезжает на площадь перед Стеной плача, задняя дверца открывается, и из нее вылезает высокий молодой солдат. Он достает из машины ветхого старика в черном пиджаке, серых узких брюках и толстых оранжевых туфлях с чуть загнутыми мысами. Солдат ставит дедушку перед собой и двумя руками любовно разглаживает ему бороду

Кто этот старик? Может быть, он духовный вождь эфиопских хасидов, а может, он любимый слуга царя Соломона, подававший ему в золотом бокале вино с виноградников на горе Кармель. Возможно, он депутат Кнессета, но может быть и так, что он ученик Баал Шем Това, умеющий творить чудеса. Не надо удивляться, это Иерусалим.

Если Мессия придет, то он придет именно сюда. Здесь его ждут все, и живые, и мертвые. Низенький старичок, заросший седой бородой по глаза, в черной шляпе и черном пальто хасида, целыми днями с сердитым лицом дремлет у Стены плача, сидя на белом курортном стуле. Он всегда туг. Он не уходит от Стены, он живет рядом с ней, в ожидании мгновенья, когда гром разорвет голубое небо, как бумагу Тогда он проснется, поднимет короткие ручки и скажет: "Вы видите? А что я вам говорил?".

Мертвые уже заняли очередь на Воскрешение. Воскрешение начнется с огромного древнего еврейского кладбища, протянувшегося вдоль стен Старого города. Внизу Кедронская долина – коричнево-черная сухая расщелина Вверху небо, которое делается из синего черным ровно в пять дня. Надгробные плиты белы как снег Они выбелены солнцем и временем. Это белизна непорочности и святости, белизна, в которой, приглядевшись, можно увидеть и узкое лицо царя Соломона, и узловатую руку патриарха Авраама.

Лежащие туг иудеи спят в счастливом сознании того, что они будут первыми, кого поднимет из могил Мессия. Но мертвые на мусульманском кладбище считают, что первыми будут они, и мертвые на христианском кладбище тоже надеются быть первыми. Хитрые турки предполагали, что Мессия снова въедет в ворота на ослике, и решили, что одного Мессии им хватит, другой не нужен. Они решили оставить христиан без Воскрешения и для этого заложили камнями двойные Золотые ворота, через которые Мессия должен войти в город. Но кто сказал, что Он всегда избирает один и тот же путь и один и тот же облик? В Иерусалиме есть и другие ворота, Яффские, Шхемские, Цветочные, Мусорные. Он может торжественно въехать в них на белом коне, каждая нога которого имеет по четыре крылышка, а может прилететь в Иерусалим на вертолете израильских ВВС.

Он войдет в Иерусалим, пройдет по узким улицам, между лотков с майками и витрин с коврами, и поднимется вверх, на Храмовую гору, туда, где под круглым куполом хранится Черный Камень, на котором Господь воздвигнул мир в третий день творения. Оттуда, с вершины града небесного, обозревая города и страны, он начнет свой суд. И что о себе думали эти глупые турки? Мессия дунет, и все их камни в то же мгновенье рассыплются в прах.

25.12.2006

Источник: Новая газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама