Грядущие праздники наконец-то предоставят возможность приобщиться к высокому: посетить как старые, так и новые художественные выставки. Чтобы было чем потом в компании козырнуть: мол, пока вы водку с глинтвейном в Куршевелях пили, мы тут арт-объекты вовсю изучали.
Из ближайших премьер – масштабная выставка Александра Иванова, приуроченная к 200-летию художника, которая откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу 26 декабря. Посетители увидят работы художника из коллекций самой галереи (Павел Третьяков покупал этюды художника всю свою жизнь), Русского музея, зарубежных частных собраний разных лет, а также рукописи и письма Иванова из фондов Российской государственной библиотеки. Центром выставки станет самое знаменитое полотно живописца, над которым он работал почти четверть века, – "Явление Христа народу". Каждый эскиз к нему (а их были сотни) – сам по себе произведение искусства, один из них – "Голова раба" – был в этом году продан на аукционе в шведском городе Упсала за 1,4 млн. евро.
Художественный дар Иванова проявился рано: в 12 лет его уже приняли в Академию художеств. На фоне ее "нищих художников" Александр, который был выходцем из зажиточной семьи художника Андрея Иванова, смотрелся чуть ли не Крезом, сокурсники ему завидовали: у него было больше карандашей, чем у других. В свободное от учебы время Иванов приходил к отцу, который расписывал церковь Воздвижения Креста Господня, расположенную во флигеле Таврического дворца – резиденции Екатерины П. Постепенно, сам того не замечая, увлекся этой работой. Именно тогда Иванов решил, что тематика его произведений будет религиозной.
В 1827 году он написал картину "Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару". Профессора не поверили, что такое произведение мог создать совсем молодой художник. Вознаграждением стала поездка в Италию: римские катакомбы, собор Святого Петра, где покоились мощи Иоанна Златоуста, Марии Магдалины, поразили Иванова. Это путешествие изменило всю жизнь художника: он поселился в Риме.
Здесь он писал "Явление Христа народу". Иванов просил петербургских чиновников выделить ему средства для поездки в Палестину, виды которой нужно было изобразить на полотне, но тщетно. Художник все больше уединялся в мастерской, его настольной книгой была Библия. В Петербург Иванов приехал только в 1858 году за полтора месяца до кончины, чтобы показать на родине главную картину своей жизни. Но критики встретили работу холодно...
А в основном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке покажут эскизы образа "Воскресение" для храма Христа Спасителя (с 28 декабря) и акварели художника.
Еще одна новая выставка откроется в Историческом музее: с 27 декабря там будет экспозиция "Любовь и эрос в античной культуре", посвященная античной мифологии и культу человеческого тела в ней. Посетители смогут посмотреть множество терракотовых статуэток, скульптур и ваз.
Тематику давнего прошлого продолжит выставка "Древние культуры Востока. Скульптуры из частных коллекций" (до 15 января). Московские коллекционеры выставили на обозрение буддийские изваяния, фигуры из Древнего Китая, Индии, позднес-редневековой Юго-Восточной Азии, доказав, что искусство Востока интересно не только историкам.
Не стоит забывать и о драгоценностях Эрмитажа в Успенском соборе (их можно увидеть до конца февраля). Начиная с Петра I, эти сокровища собирали российские императоры. Такие коллекции были у самодержцев Германии, Австрии и Франции, но коллекция Эрмитажа явно их превзошла. Только на копиях императорских регалий (это уменьшенные в десять раз две императорские короны, скипетр и держава), выполненных Карлом Фаберже, около 6 тыс. бриллиантов.
Тем, кто не успел познакомиться с работами одного из самых известных отечественных фотографов Александра Родченко, Московский Дом фотографии еще раз предоставляет такую возможность на выставке "Фотография – искусство" (с 26 декабря). Родченко был настоящим новатором, применившим ракурсную съемку под резким углом.
Театралам будут рады на выставке "Техника сцены" (до 1 февраля) в Политехническом музее. Здесь расскажут, как в театрах два века назад создавали эффекты грома, ветра, волн и дождя без современных приспособлений. Сценические механизмы воссозданы по чертежам XVTI – XVTII веков, многие из них покажут в работе.
В галерее Гари Татинцяна продлена до 20 января выставка японского фотографа и художника Ясумаса Моримуры "Театр одного актера". Для своих картин вначале он придумывает глиняные декорации, потом сам перевоплощается в Лайзу Минелли, Брижит Бардо, Мэрилин Монро, а затем делает фотографию этой композиции. В ГМИИ им. Пушкина, конечно же, надо посмотреть на работы Павла Филонова. "Очевидец незримого" (до начала февраля) – самая большая выставка его работ за последние 18 лет.
В Московском музее современного искусства можно увидеть необычную выставку "Разговор руками" (до 15 января) – фотоснимки с изображением рук из коллекции американца Генри Буля, в которой их насчитывается около тысячи (начиная с дагерротипов XIX века). В Москву привезли 171 работу, в том числе фотографии Эль Лисицкого, Родченко, Энди Уорхола, Сэм Тэйлор-Вуд. Есть мнение, что искусство вообще началось с отпечатка ладони в первобытной пещере.
25.12.2006
Источник: Профиль