Как замечательно сказал Честертон: "Газетчики бойко анонсируют с утра до ночи, что христианство и буддизм очень похожи друг на друга, особенно буддизм". Давайте попробуем рассуждать на простых примерах. Недавно смотрел репортаж, как в Чили празднует смерть диктатора Пиночета. Меня Пиночет не интересует, но на чилийских девчонок, я вам скажу, стоит посмотреть. Главное, как они одеты: мини-бикини и ничего больше. А на вас что напялено, бабоньки? Смотреть тошно свитера, шапки, пальто. С бразильянок и чилиек берите пример. Что значит холодно? Солнце одно для всех, значит, погода везде одинаковая. У вас неправильная установка в сознании, запишитесь на курсы трансцендентальной медитации... Так вот, из того, что солнце одно для всей планеты, не следует, что климат везде одинаковый.
Одна из причин религиозного многообразия то, что человек может ошибаться. Какой-нибудь Фейербах говорит: люди создают богов по своему образу и подобию. Из этого делается вывод: значит, Бога не существует. Извините, это чушь собачья. Мой мобильник собрали люди, но из этого не следует, что он не существует. Мы тоже считаем, что человек способен создавать богов по образу и подобию, но христианская философия сложнее. Да, есть техника теогонии, но это не означает, что человек всегда ошибается. Что все, что есть в духовном мире, создано человеком.
Наука не есть нигилизм, любая наука рождается в виде сомнений нужно что-то доказать, обосновать. Точно так же и в духовной традиции христианства. Есть такое монашеское предостережение: если ты видишь юношу, который устремился на небо, сдерни его за ноги на землю. И задача православного религиозного проповедника осаживать энтузиазм. Ведь формула "я верю в Бога" по сути отрицательная. Она означает только, что я теперь не боюсь назначать экзамен на тринадцатую пятницу, не боюсь черных кошек и могу обойтись без пятачка под пяткой. Настоящая вера уменьшает число предметов веры.
Другая задача православного миссионера отталкивать от храма, потому что слишком много людей готовы въехать в церковную жизнь по скользкой дорожке, по инерции, между делом и за компанию. Есть замечательная строчка из песни группы "Чайф": "Хочется раздеться, в небо окунуться". Это очень точное описание крещения. Но взрослый человек имеет право просить крещения только при одном условии: если он хочет покончить жизнь самоубийством. То есть когда тебя начало тошнить от себя самого, тогда и приходи. А просто так, будто попробовать новый сорт пива, новую духовность не сработает, не поможет...
Еще об ошибках. В 1992 году, помнится, какая-то корейская секта объявила о конце света, причем они закупили рекламные полосы в "Известиях", "Комсомольской правде". В этих объявлениях было сказано, что в Москве на небеса будут забирать из московского Дворца молодежи. Поскольку конец света событие довольно редкое, я решил, что будет непростительно, если оно пройдет без моего участия. Когда я вошел в этот зал, то обомлел, потому что увидел одну из вещей, на которые можно любоваться бесконечно. Их всего три: бегущая вода, горящий огонь и работающие таджики. Как же классно работал этот проповедник! Как диджей. Зал был полупустой, и проповедник сказал: "Те, кто сел сзади, садитесь вперед, а то оттуда Господь не возьмет вас на небеса! Правая половина кричит аллилуйя, вторая аминь! Аллилуйя-аминь!!! Теперь наоборот!" Через два часа такой зарядки бабулечки, которые зашли из любопытства, уже во вздыбленных позах толпились у сцены...
На это есть хорошая русская поговорка: не надо путать Божий дар с яичницей. Не надо путать психические методики самовозгревания и самовозбуждения с дарами Духа Святаго. Человек это социальное животное. Ему очень трудно быть одному. Легче убедить себя в том, что что-то не то с моими глазами, нежели признать, что сошел с ума весь остальной мир. Этот прием активно используется в сектах. И в этом еще одна причина религиозного многообразия.
26.12.2006
Источник: Невское время (Санкт-Петербург)