Недавние социологические исследования религиозного состояния нашего общества уже называли сенсационными. Согласно этим данным в России зафиксирован значительный рост числа верующих, их сегодня гораздо больше, чем представлялось прежде.
Впрочем, новые цифры еще не успели обнародовать, как их уже принялись оспаривать.
Неправильно, говорят, считали. Многие из тех, например, кто себя называют православными, а таких получилось 65 процентов, на самом деле молитв не знают, в церковь ходят нерегулярно, не причащаются и вообще склонны к языческим суевериям.
Да и атеистов, уверяют, посчитали неточно. Их обнаружилось почти 15 процентов (а 15 лет назад было 40). Так вот многие из них, дескать, вовсе даже не атеисты, а самые настоящие агностики это разные вещи.
Мусульмане тоже возражают: говорят, что их должно быть никак не меньше 15 процентов, а не 6, 7 как в результатах исследования.
Надо сказать, что, и по оценкам Московского Патриархата, о чем заявил недавно Патриарх Алексий, православных в стране гораздо больше, чем насчитали социологи. В Православной церкви крещено около 80 процентов населения страны, сказал Патриарх.
Столкновение цифр только выглядит как спор. На самом деле спорить-то особо не о чем. Просто когда речь идет о душе, статистика практически бессильна. С этим согласился, кстати, и один из руководителей проведенного исследования.
Социология, сказал он, меряет только внешние проявления, а внутренние движения фиксирует с большим трудом.
Но ведь вера это как раз то, что и происходит главным образом в тайниках души.
А протоиерей Всеволод Чаплин заметил, что в зависимости от того, как сформулировать вопрос, можно получить едва ли не любой процент верующих. Смотря, что сделать критерием веры. Если, например, спросить "Понимаете ли вы догмат Халкидонского собора?" , то окажется, что у нас в стране менее процента православных верующих.
Но кто же на самом деле верующий? И сколько их таких?
Ответить на этот вопрос так же сложно, как посчитать влюбленных. Тут-то какие критерии? И кто может быть судьей? Тот, кто любит, или тот, кого любят? На объективный статистический взгляд и вовсе рассчитывать сложно. Сам человек в своих чувствах разобраться порой не может. А уж кто-то с калькулятором и вовсе ничего не поймет.
Надо ли, например, учитывать количество подаренных цветов и количество ссор? А измены исключают любовь? И где грань между настоящим чувством и увлеченностью?
Да, любовь, вера, душа статистике не поддаются. Но проявления их нам бывают очевидны. Это и то, что происходит во взаимоотношениях людей. И то, что происходит в обществе. Что становится допустимым. Что поднимается на щит. Что вызывает неприятие. Что нам нравится читать, смотреть. Что смешит, и что печалит. Все это градусы состояния души человека и страны.
Вот недавно по телевизору показывали замечательную беседу священника Алексия Уминского с режиссером Павлом Лунгиным. Речь, конечно, шла о фильме "Остров". Для многих удивительным было, что именно этот режиссер, не замеченный прежде в религиозных настроениях, да и церковь не часто посещавший, обратился к такой теме и так глубоко ее решил.
Видимо, настало время вслух сказать о том, что на душе, объяснил Павел Лунгин. Это же очень целомудренные чувства, поэтому до поры они скрыты.
Вот и мне кажется, что пора подумать о душе пришла сейчас и для всего нашего общества.
26.12.2006
Источник: Труд