В ямальских поселках как грибы растут многоэтажки. Но многие ненцы и ханты почему-то уверены, что традиционный уклад победит тягу и коммунальным благам. Для местных идеал жилища чум. Экскурсовод Вера Назарова ошарашила меня фразой: "Вы идете по следам Путина". Этнографический музей поселка Горно-Князевск ямальская Мекка. Сюда обязательно ведут приезжих. Президент был здесь два года назад, и больше всего ему понравились чумы.
-Достоинство такого жилища
в нем тепло зимой и нежарко летом, утверждает Вера Егоровна.
Чум можно быстро установить, что очень важно.
В чуме и впрямь тепло, хотя снаружи минус 30. Прямо по центру красуется "буржуйка". Раньше очаг был обыкновенным костром, но тепла тоже хватало.
Огонь для народов Севера
одна из святынь. Есть и другие христианские. Церковь уже несколько веков несет местным народам слово Божье, и в чумах можно видеть иконы. Но при этом сохраняются исконные обычаи и даже табу. Например, снаружи чума ставят священные нарты. Пространство между ними и огнем сакрально. Женщине туда путь заказан.
А ОЛЕНИ ЛУЧШЕ
Для местных чум собрать проще, чем нам разбить палатку. Первыми ставят три главных шеста, связанных вместе. К ним пристраивают еще полсотни. На зиму жилище покрывают нюками для пошива каждого требуется полсотни оленьих шкур. Со стороны чум вроде не велик, однако свободно вмещает до двадцати человек.
В представлении местных не нефть и газ, а олени главное богатство Ямала. Их здесь более 500 тысяч треть мирового поголовья. Стадо дает человеку все
одежду, пищу, транспорт. И что не менее важно, статус. В советское время кочевников старались переселить в поселки, понуждали делать малопочетную работу: колоть дрова, возить воду. Сегодня "оленные люди" в тундре снова обеспеченные и самодостаточные.
В ЧУМЕ
НЕ ЗАБЛУДИШЬСЯ
И все же новому поколению тундры мало. "Кочевые" отдают детей в интернаты, а дальше молодежь магнитом притягивает город. Он для малочисленных народов смертельно опасен.
У ребенка, с ранних лет живущего в интернате, меняется психология, считает Вера Егоровна, сама по национальности ханты.
Попав в непривычную атмосферу, многие из них теряются, не знают, как себя вести, куда себя "приткнуть". Отсюда ворох социальных проблем: алкоголизм, распавшиеся семьи, брошенные родители...
Однако ученики школы-интерната в поселке Аксарка не кажутся "потерянными".
Все дело в том, что наш интернат семейного типа, утверждает воспитатель Галина Кумукова. Дети находятся в окружении своих родственников. Это помогает адаптации.
Сейчас ученики живут в деревянных домах, построенных несколько десятков лет назад. В ближайшее время начнется строительство нового капитального корпуса. Стандарты жизни по-ямальски очень высоки. У детей есть все, что необходимо для нормального развития: начиная от учебников и одежды, кончая яблоками и апельсинами. Но главное у них есть перспектива.
Дети получают хорошее образование, изучают языки, продолжает Галина. Все это дает шанс в жизни. Многие наши воспитанники окончили вузы, теперь трудятся и получают по 30 тысяч и больше. Такие деньги заработать в тундре почти невозможно.
Галя, Алеша, Лена, живущие в интернате, родственники. Днем они учатся, вечерами ходят на дискотеку, занимаются традиционными промыслами. Говорят, что им хорошо и в Аксарке, и дома.
Как правило, в семьях, живущих в тундре, один из детей обязательно остается в семье. Ему по наследству передается стадо. Остальные либо "возвращаются в чум" , либо уезжают в города. Здесь судьба некоторых складывается не всегда удачно. В Салехарде я встретил бомжа Ваню, который после интерната не захотел возвращаться в тундру. В Салехарде подают много. Одна проблема выпивку купить сложно.
Местным "огненную воду" не продаю, категорично заявил Алексей, торгующий в продмаге Салехарда. Они пьют не больше остальных, но дело в том, что им вообще нельзя пить. У коренных организм так устроен, что в нем алкоголь не расщепляется. Для них это просто отрава.
СИМВОЛ СВОБОДЫ
На Ямале жилья строят много и качественно. В домах все удобства газ, электричество, тепло. Кроме того, их окружает социальная инфраструктура: поликлиники, школы, учреждения культуры. Это альтернатива жизни в чуме.
Человеку должен быть предоставлен выбор, считает директор департамента по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО Лидия Вэлло.
Сейчас есть баланс. По нашим подсчетам, около сорока процентов коренных остаются в тундре
это около 15 тысяч, остальные тянутся к городу.
И все-таки у жизни в чуме есть серьезный плюс.Демографический. На Ямале очень высока рождаемость: почти в 2 раза выше средней по стране и в 3 раза выше смертности. Средняя семья в тундре состоит из 7 10 человек, в городах из 3 4. В тундре, чем многочисленнее семья, тем большее стадо оленей она в состоянии содержать. А много детей это гарантия выживания народа. Чум это еще и символ свободы.
С детства помню одну картину, вспоминает Лидия Патьевна. Ночь, звезды. Мы мчимся с отцом на оленьих упряжках. Вокруг ни кустика. Куда ни поверни пустыня. Такое ощущение, что ты часть Вселенной. Когда у меня бывают трудные ситуации, я вспоминаю, что есть этот выбор, эта свобода. Становится легче. Хочется встать из-за этого стола, сесть на нарты и умчаться домой, в чум.
Салехард
СПРАВКА "ТРУДА"
На территории ЯНАО проживает более 35 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Ненцев насчитывается около 25 000 человек, ханты 8000 человек, селькупов 1500 человек. Ежегодно численность коренного населения увеличивается на один-два процента!
26.12.2006
Источник: Труд