В новогоднюю ночь с 1917-го на 1918-й Советская власть была провозглашена и в Ставропольской губернии. Возможно, кое-кто из далеких от политики людей и отмечал по старинке праздник, не вникая в суть происходящего, но это было в последний раз. Затем Гражданская, голод, разруха, чекистский и прочий беспредел и строжайшая регламентация жизни строителей светлого будущего. Религия под запретом, уничтожались церкви, вместе с Пасхой и Рождеством отменили и Новый год. Большевики составили свой календарь памятных дат, тесно связанных с революционной борьбой пролетариата.
НО ДАЖЕ самому замордованному человеку хочется чего-то теплого и чудесного ну хотя бы на рубеже лет собраться в тесном кругу за скромным столом и без всякого боя курантов и наряженной елки просто проводить старый и встретить новый. Представьте себе, так и праздновали втихаря вплоть до 1935 года. На партсобраниях журили оступившихся приверженцев отсталых и вредных обычаев. Но если можно было угодить в лагерь за бабушкину икону либо казачью папаху, то почему-то к новогодним посиделкам относились снисходительно все же праздник не церковный, а, скорее, народный.
Обвешанное игрушками хвойное дерево это, конечно, заимствование из германского язычества, но если водрузить на макушку елки красную пятиконечную звезду, как на буденновке, да смастерить из папье-маше серп и молот... И в середине 30-х прошлого столетия в Кремле установили лесную красавицу, позвали детей, а на взрослых пахнуло добрым и забытым. И с тех пор веселый Новый год с непременными Дедом Морозом и Снегурочкой начал свое шествие по великой державе СССР.Старожилы села Николина Балка Петровского района Ставрополья, к примеру, помнят, что впервые к ним в школу привезли елку и провели утренник в 1937 году.
В послевоенный период и в годы хрущевской оттепели праздник начал набирать силу. И если в дореволюционной России главным все же было Рождество, то в советской, как и ныне, самым сказочным и радостным остается Новый год. Хотя, разумеется, идеологи пытались использовать некогда его атрибуты и в своих пропагандистских целях. Например, елке довелось играть роль вымпела в соцсоревновании. В газетах того времени можно было прочесть, допустим, о том, что литейный цех завода "Красный металлист" за 15 дней до Нового года зажег огни своей елки, так как I досрочно выполнил пятилетний план.
Сейчас большинство из нас встречает три Новых года традиционный, старый русский и восточный. Кстати, святой Василий, чей день приходится на 14 января, является ко всему прочему покровителем свиней главного животного наступающего 2007 года.
Что ни говорите, а Новый год нельзя упразднить, его нужно праздновать хотя бы потому, что он самый непотопляемый и вечный, как мир и наше стремление к счастью...
27.12.2006
Источник: Аргументы и факты Северный Кавказ (Ставрополь)