Древняя история алан-осетин полна удивительных событий. В сложных переплетениях исторической судьбы они выносили свое представление о Боге, мире и человеке, что и обусловило принятие ими в начале X века (901 907) христианского учения как общенародной, государственной религии. Этому грандиозному событию в истории алан-осетин предшествовали долгие годы миссионерской деятельности в их среде великих христианских святителей, таких, как апостол Андрей Первозванный, Св. Нина, апостол Матвей, Симон Канонит.
Шоанинский аланский храм
Прекрасными памятниками расцвета государственности алан-осетин являются христианские храмы Х-ХИ веков, возведенные на территории Нижне-Архызского городища, духовного и административного центра средневековой Алании. Археологи обнаружили здесь более 50 культовых сооружений. Одной из жемчужин христианской архитектуры средневековых алан-осетин является Шоанинский храм X века, расположенный недалеко от осетинского селения Коста-Хетагурово. Этим величественным сооружением любовался в свое время и великий осетинский поэт художник Коста Хетагуров. Он поражался каменной кладке мастеров, сумевших построить храм с красивым куполом, своеобразными окнами.
Нузальская церковь
Одним из популярнейших памятников средневековья Осетии-Алании является Нузальская церковь XIII века. Она расположена в Алагирским ущелье, в высокогорном селении Нузал, административном и культурном центре некогда мужественного царского рода Царазонта.
Культурная, историческая и духовная ценность этого христианского памятника горной Осетии чрезвычайно велика. Он был возведен в смутные времена татаро-монгольского нашествия, имевшего трагические последствия для нации: гибель аланской государственности, раздробленность народа и его духовный упадок.
В приделе Нузальской церкви, по предположению ученых, находится усыпальница одного из последних аланских правителей Ос-Багатара.
Внутренние стены церкви покрыты уникальной христианской фресковой росписью. Исследователи установили, что автором фрески является монах-осетин Вола-Тшаг, единственный известный нам осетинский художник времен Джотто и Рублева.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
В 1784 году возле небольшого осетинского селения на правом берегу Терека русским правительством была заложена военная крепость, давшая впоследствии начало городу Владикавказу.
Потянулись туда горские переселенцы. Одной из переселенческих волн был доставлен во Владикавказ образ Богородицы, с давних пор почитаемый горцами. А в 1814 году владикавказские осетины в центре своей слободы возвели церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Из-за своего расположения церковь получила второе, ставшее популярным в народе, название Осетинская и вскоре стала духовным центром Владикавказской осетинской общины. Здесь, проповедуя слово Господне на родном языке, служили настоятелями многие известные осетинские священники-просветители: Алексей Колиев, Михаил Сухиев, Алексей Гатуев и другие.
На территории церкви обрели последний приют многие выдающиеся деятели осетинской культуры. Здесь покоится и прах великого осетинского поэта Коста Хетагурова.
Атеистическое безвременье уничтожило большинство христианских памятников Владикавказа. Была закрыта и Осетинская церковь, но дух великого Коста оберег ее от разорения. Сегодня она вновь собирает под свои своды прихожан, и вновь слышатся здесь молитвы на родном языке, обращенные к Пресвятой Богородице.
24.12.2006
Источник: Военный вестник Юга России (Ростов-на-Дону)