В завершившихся недавно в Оренбургской области крупномасштабных учениях войск Краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа "Южный щит-2006" впервые принимали активное участие как православные, так и мусульманские священнослужители.
Крестный генерал-майор
Я никогда прежде не интересовался религией, рассказывает 19-летний рядовой Саша Гусев. Но когда увидел рядом с командным пунктом полка полевой храм, расположенный в специально оборудованном "ЗИЛе" , какая-то необъяснимая сила заставила меня зайти туда в первые же свободные минуты. И так каждый день. Батюшка отец Иоанн, заметив мой интерес, несколько раз побеседовал со мной, а потом предложил принять обряд крещения. И я ни минуты не колебался, тем более что моим крестным отцом согласился стать генерал-майор Георгий Ботев.
Через таинство этого обряда во время учений, по словам главного военного священника 2-й гвардейской армии протоиерея Георгия Козина, только на Донгузском полигоне прошли более двадцати человек. Отец Андрей Рузянов крестил заместителя командира полка по воспитательной части и четверых солдат. Протоиерей Виктор Проничев лейтенанта, прапорщика, двух сержантов, шестерых солдат и дочь офицера. Жена этого офицера получила специальное разрешение командования части приехать на полигон вместе с новорожденной Татьяной. Отец Иоанн крестил трех подполковников, а Георгий Козин того самого Сашу Гусева. Но этот обряд был лишь одной стороной деятельности священнослужителей. Ежедневно в полевых храмах и часовнях проходили молитвы, исповеди и причащения, беседы с личным составом. По вечерам желающие могли посещать полевую воскресную школу или посмотреть православные фильмы. Порядок проведения всех этих мероприятий утверждался командирами так, чтобы они не пересекались с решением учебно-боевых задач.
Забытый завет Суворова
Ты знаешь, на всех этих мероприятиях всегда было очень много людей, хотя ни разу не прозвучала команда: "В полевой храм шагом марш!" рассказывает корреспонденту "России" давний знакомец и коллега, полковник запаса, в прошлом корреспондент "Красной Звезды" , а ныне заместитель руководителя пресс-службы Самарской епархии Олег Бедула, призванный на эти учения из запаса как резервист. И особенно много в храмы и часовни приходили резервистов, которых на этих учениях было порядка четырех тысяч. Все эти люди, уже умудренные жизнью, практически каждый день ухитрялись выкроить для этого время. И я не раз слышал, как они благодарили святых отцов за их приезд на полигоны и стремление не только облегчить тяготы временной воинской службы, но и снять груз многих жизненных проблем на гражданке. Там-то им некогда ходить в храмы и потому именно здесь они нашли необходимое утешение и слова поддержки. Посещали храмы и многие кадровые офицеры, особенно те, кто прошел через горячие точки. Суровые на вид люди, случалось, плакали, рассказывая о своих жизненных передрягах. Один их них, к примеру, исповедовался и молился около двух часов.
Помимо чисто профессиональной деятельности, батюшки, которые, как и все остальные на учениях, жили в палатках и питались из общего котла, на этих учениях проводили, по оценке Олега Бедулы, и большую военно-патриотическую работу, мягко и ненавязчиво напоминая десятилетиями прежде замалчиваемый завет генералиссимуса Александра Суворова: "Молись Богу. От Него победа!". В исходный район учений воинские части прибыли в день, когда РПЦ отмечает перенесение мощей благоверного князя полководца Александра Невского. Естественно, что разговор в тот день шел и о его победах на поле брани. Таким же образом отмечались день рождения фельдмаршала Михаила Кутузова, годовщина совета в Филях и многие другие как военно-исторические даты, так и церковные праздники.
А еще православные священники активно участвовали и в воспитательной работе. К примеру, в полку, к которому был приписан отец Виктор Проничев, сержант-контрактник грубо нарушил воинскую дисциплину. Рекомендации батюшки, высказанные им на командирском совете, обсуждавшем этот проступок, и стали основными в определении меры воздействия на нарушителя.
Имамы и батюшки в едином строю
Но на этих учениях наравне с православными батюшками активно работали и мусульманские имамы во главе с муфтием Пермского края Мухаммедгали Хузиным.
По его словам, имамы сразу откликнулись на предложение поучаствовать в этих учениях. Принимая это решение, они ставили перед собой несколько целей. Самая главная из них поддержание у воинства идеологической мотивации к необходимости защиты Отечества. Нынче многие перед призывом в армию задают вопрос: "От кого защищать страну и кого защищать в стране?". И все потому, что сегодня нет ни одной идеологической платформы для обоснования потребности, важности и священности понятия долга и защиты своего Отечества, кроме как платформы веры и духовности, основанной на тысячелетней традиции православия и ислама. На этот и другие фундаментальные вопросы ответить смогут только Русская Православная Церковь и ислам России. Ислам просвещенный и отечественный. Кроме того, имамы вместе с православными батюшками призваны противостоять в армии идеологическим диверсиям со стороны миссионеров различных псевдорелигиозных сект, на самом деле зачастую являющихся филиалами иностранных спецслужб. Священнослужители нужны в армии еще и потому, что солдаты и офицеры по сути находятся в изолированном кругу. Реалии таковы, что у военных нет времени на сантименты и задушевные беседы. Солдат оторван от близких ему людей, все его окружение однотипное, цвета хаки. Он лишен привычных бытовых и житейских удобств, тепла и уюта. А когда рядом с ним находятся батюшки или имамы в своем духовном облачении со словами живыми и молитвами проникновенными, то солдат оттаивает душой.
Мы с отцом Алексеем Марченко вдвоем ходили по блиндажам, землянкам, рассказывает муфтий. Беседовали с людьми, отвечали на многочисленные вопросы, что называется, в неформальной обстановке: у костра или за армейской кашей. И я видел, что это людей очень согревало. Поначалу сам факт появления духовенства вызвал легкий шок практически у всех. Так и читалось на лицах: "Неужели?!". Но не было ни одного случая негатива, отторжения или критики. После этих учений я четко усвоил: батюшка и имам в армейских условиях всегда должны быть вместе. В прошедших учениях мы так и работали вместе и слаженно. Наш уникальный опыт показал, что у представителей традиционных религий страны нет повода для соперничества и конкуренции. И уже тем более для недоверия и вражды.
Устав и молитва
И еще один важный вывод сделал я на этих учениях. Армия сегодня готова к работе с духовенством, но оно еще не всегда готово прийти в армию. Единственный муфтият, который принимал участие в учениях, Пермский. А ведь в округ входят почти два десятка регионов России, в которых есть муфтии, муфтияты, общины и т. д. Где же они были? Понятно, что есть специфика: не всех сегодня можно в армейскую среду допустить... Тем не менее факт остается фактом. Считаю, что надо быть просто реалистами и вместо помпезных конференций, презентаций и приемов "в честь и в ознаменование" заниматься реальной подготовкой кадров, созданием учебно-методической базы, изданием и популяризацией соответствующей литературы. На мой взгляд, именно Церковь сегодня может духовно, морально и идеологически наполнить жизнью конституционную обязанность гражданина России защищать свое Отечество.
Конечно, не только духовенство этим должно заниматься, тем не менее его роль в решении этой задачи трудно преуменьшить, подчеркивает командующий 2-й гвардейской армией гвардии генерал-майор Сергей Скоков, один из немногих генералов, награжденных орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Именно поэтому я и решил пригласить священнослужителей для участия в учениях. Эту инициативу активно поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и благословил для участия в них двадцать священников во главе с заместителем председателя Синодального отдела Московского патриархата по связям с Вооруженными силами и правоохранительными органами игуменом Саввой. Мусульманское духовенство тоже не осталось в стороне. И я однозначно считаю, что им принадлежит большая заслуга в том, что учения получили хорошую оценку.
Подводя итоги этих маневров, кстати, самых крупных в Российской армии с момента ее создания, командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа генерал армии Владимир Болдырев особо подчеркнул важную роль священнослужителей в успешном решении учебно-боевых задач. По его словам, они внесли достойный вклад в решение всех задач, которые ставились на учениях, и заслужили уважение солдат и офицеров. Сегодняшняя армия, по словам генерала, это пример настоящей дружбы между православными и мусульманами. И потому всестороннее сотрудничество с представителями этих обеих ведущих конфессий будет расширяться. А их действия во время прошедших учений даже отметят специальными наградными знаками, учрежденными командованием округа.
Пермь Оренбург Самара
11.01.2007
Источник: Россия