Власти новгородской области в очередной раз провели благотворительный Рождественский марафон, который в этом году был посвящен инвалидам. В области более 80 тыс. инвалидов, из них около 3 тыс. детей. Губернатор призвал руководителей предприятий поучаствовать в их судьбах. "Святое дело поделиться...", сказал он. Рождественские праздники повсеместно отмечаются всплесками доброты и любви к ближнему. Консолидирующий общество, порыв милосердия, в котором уже трудно определить соотношение государственных и частных средств, давно претендует быть государственным праздником. Об этом заявляют все чаще политики и общественные деятели.
Даже День согласия и примирения, который страна отметила во второй раз, едва не стал днем Милосердия.
Политики, готовящие проект в Государственную Думу в череде октябрьско-ноябрьских событий нашей истории, мучительно выбирали "мотивы", близкие чаяниям народа: День воинской славы, связанной с разгромом поляков в 1612 г. и праздник иконы Казанской Божьей Матери, в который на Руси любили справлять свадьбы. Дату рождения знаменитых патриотов: адмирала Александра Колчака, (4 ноября 2004 г. в Иркутске был торжественно открыт памятник в честь его 130-летия), и певца Игоря Талькова. Представители духовенства всех конфессий второй раз в начале ноября провели свой религиозный форум. Поэтому некоторые идеологи "приплетают" к национальному празднику международный День толерантности, отмечаемый 16 ноября. Столицей торжеств выбрали Нижний Новгород, откуда ополчение Минина и Пожарского отправилось освобождать Москву от польских интервентов. А еще на центр торжеств претендовал древний Муром, 2 года назад широко отметивший День милосердия и мечтающий распространить почин по всей России (праздник был приурочен к 400-летию смерти святой Иулиании Лазаревской, в миру великой княгини Елизаветы Федоровны) и к восстановлению основанной ею Марфо-Мариинской обители милосердия. К тому же, город славен традициями купцов-благотворителей А.В. Ермакова, П.С. Зворыкина, Л.А. Гладкова, братьев Вощининых и др. Хотя, общественный совет национальной инициативы, объявивший 2006-й годом благотворительности, одобрил Муромскую идею, но присоединить ее к 4 ноября, пока не получилось. Не потому ли, что понятие истинной христианской благотворительности еще не вернулась в наше отечество? Благие дела часто свершаются под административным нажимом, и сильно оживляются перед выборами. Необходимая душевная теплота и бескорыстие, с которым следует жертвовать, подменяется холодным и расчетливым, а то и партийно окрашенным спонсорством. Несколько поколений, выросших в эпоху атеизма не имеют понятия об объективном законе бытия, прописанном во всех религиях мира, жертвование десятины.
Как это было?
На свой аршин добро не меряй
Официальная благотворительность в России появилась в середине XVI века. В 1551 г. православная церковь обратилась к государю с просьбой организовать богадельни во всех городах и селах. Писцовые книги утверждают, что они существовали едва ли не при всех церквах и монастырях, спасая людей от голода, особенно в годы неурожая. Самой простой формой филантропической деятельности была раздача милостыни и пожертвований в церковь. Так, христианская мораль формировала и питала общественную, предотвращая "войны" между богатыми и бедными. А опыт человеческого общежития подтверждал, что только сострадание и помощь ближнему, сохраняют социум в относительном равновесии.
В 1775 г. вышел царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. Если до этого времени было известно только 8 таких обществ, то через несколько лет их стало около сотни. Власть всегда заботилась о бедных, опираясь на помощь богатых сословий. К последним со времен Петра I относится купечество. Его роль историками оценивается неоднозначно. В петровскую эпоху дворяне не пропускали купцов в политику, при любом поводе подчеркивали их "подлость" и низкое происхождение. "Реабилитация" торгового класса началась с эпохи европейски образованной императрицы Екатерины II. Она пыталась изменить общий взгляд на торговый люд, отменила порку купцов I и II гильдии, снизила налоговое бремя... Но еще долго народная молва приписывала купцам разные грехи.
"Московское купечество изломанный аршин
Какой ты сын отечества, ты просто сукин сын..."
Даже в маленьком, самом молодом на Новгородчине краеведческом музее поселка Марево есть фольклорные свидетельства о жульничестве торгового класса. В частности, "посвященные" братьям Осипу и Тарасу Хлебовым, торговавшим мануфактурой в нашем крае. Но, копнув историю глубже, можно понять, власть сама провоцировала торговое сословие на "непатриотическое" поведение. Считалось обычным делом не только "заимствовать" в случае необходимости у "подлого класса" деньги, но и вводить меры и постановления, подрывающие торговлю. Поэтому купцы часто разорялись. Детей своих пытались вывести "в люди" через заграничное образованье, не желая им своей доли. Тем более что тогда в России не было культа богатства, оно было ненадежным, а звание не передавалось по наследству. Неудивительно, что для многострадального класса пожертвования были единственным путем для завоевания престижа, возможность заслужить известность, почетное звание, медаль, или даже удостоиться дворянского сословия. И это было главным стимулом общественного служения.
А в 1840-е годы члены Совета Императорского человеколюбивого общества обратились к Николаю I с предложением выделить из общей массы мещан купцов и промышленников наиболее щедрых и присваивать им почетные звания или иные знаки отличия. На что царь ответил: "Считаю, что в делах благотворения смешно искать почести или чванства...". И, хотя, позже власть стала морально поощрять тщеславных богачей, большинство жертвовало анонимно. "Богатство обязывает" или "по долгу совести", как сформулировала одна, до сих пор неизвестная гражданка, отдавшая Московскому университету, по тем временам, огромные деньги 10 500 руб. "на стипендии недостаточным студентам".
К концу 1890 г. указом свыше было увеличено число благотворительных организаций до 2 тыс. "Устав об общественном призрении" регулировал деятельность благотворительных учреждений, создаваемых частными лицами. В 1899 г. в России действовало 2792 богадельни, находившиеся в государственном ведении. В то же время появляются частные богадельни, пансионы, ночлежные дома. Феномен купеческой благотворительности удивляет всю просвещенную Европу. "Купец, ... уже не тот аршинник, который двумя головами сахару в пользу городничего, отстаивал свое право обмеривать и обвешивать. Нет. За этим купцом иногда целый мир разнородных потребностей и вопиющих нужд народных и государственных...", писал князь Мещерский в своих очерках. Расцвет благотворительности вскоре потребовал ее упорядочения, говоря современным языком, создания базы данных. Координационную функцию старалось выполнять Императорское Человеколюбивое общество, имеющее в реестре несколько тысяч действующих благотворительных обществ. В 1899 г. появилось справочное отделение по делам благотворительности, которое давало консультации всем нуждающимся, вело картотеку, координировало пожертвования, при необходимости выдавало меценатам справки.
После революции главным и единственным благотворителем стала советская власть. Она организовала Наркомат государственного призрения и Наркомат Социального обеспечения. На смену христианской морали пришла коммунистическая, со своей идеологией и могущественными профсоюзами школой коммунизма.
Как есть?
"Иванушки" меняют ориентацию
"Нет, ребята, все не так!
Все не так, ребята..."
В.Высоцкий.
Но история повторяется. В начале 90-х, когда "пошел процесс" расслоения советских людей на богатых и бедных, власть задумалась, как же сгладить социальную напряженность. Присматривались к опыту капиталистов, принимая в огромных количествах гуманитарную помощь, миссионерские организации, зарубежные фонды. Удачных предпринимателей, по сути, новых русских купцов, обязывали быть спонсорами тех или иных бюджетных организаций. Наконец, каждый человек обрел право обращаться за помощью в любую инстанцию. У каждого директора банка или успешной фирмы есть пухлые папки неиссякаемых обращений граждан. Просят они на лекарства и новые зубы, на дрова, санаторное лечение и компьютеры. Пока процесс благотворительности похож на броуновское движение: с одной стороны остаются "белые пятна", с другой появляются дети лейтенанта Шмидта, особенно в лице различных фондов, с душещипательными названиями. Кстати, ловкие просители, получающие помощь в 5 местах, аферисты и жулики, были проблемой и при царской власти. Петербургские газеты в начале XX века часто писали о хищениях и злоупотреблениях "акробатов благотворительности". Есть они и сейчас. Откуда директору, читающему тома "челобитных", знать всю подноготную просителей? Вот он и поступает по наитию. Один, опекающий детей-инвалидов и ветеранские организации, считает глупостью давать деньги на конкурсы моды или красоты. Невежливо отказывает он и "продюсерам" от художественной самодеятельности, просящих деньги на зарубежные гастроли. Другой помогает лишь участникам войны да спортсменам. Третий много лет заботится о больных лейкозом, снабжая Гематологическое отделение областной больницы родниковой водой. Он же восстанавливает и отстраивает заново древние храмы Новгородчины. Причем никогда не афиширует добрые дела, не участвует в политической жизни города. Директор крупного завода "золотит" гимназию, где учатся его дети.... Но в чем все руководители солидарны в недоверии к общественным благотворительным фондам. Только самые доверчивые перечисляли деньги в появившийся осенью, перед выборами в областную Думу, а потом "скончавшийся" фонд "Наши дети", пышно презентованный по местному ТВ... Ну, облагородили они одну детскую площадку под прицелом телекамер и исчезли.
Другой фонд "Иванушка", давно прекративший свое существование по решению суда, затерялся где-то... среди старой мебели в магазине с одноименным названием. Скупать у населения шкафы и диваны за бесценок под благородным предлогом для интернатов и детских домов на казенные деньги оказалось рентабельной коммерческой идеей. Даже пришлось открывать еще один магазин. Правда, никто из высоких чиновников так и не смог назвать ни одного детского приюта, получившего старые кровати или комоды от "Иванушки". Неисповедимы законы бизнеса и комиссионной торговли! Не будем в них вникать, тем более, услуга оказалась востребованной, но зачем же пачкать саму идею благотворительности?!
Как будет?
Чтобы бизнес не развалился, надо жертвовать десятину от прибыли
Эту истину хорошо бы усвоить атеистам, хотя, говорят, что в бизнесе таковых остается все меньше. В XX веке ученые подтвердили религиозную "догму" цифрами. Профессор Борис Кудрин, прославившийся "воспитательными" статьями, о необходимости "делиться", находит все больше своих единомышленников. Он применил закон о биоценозах, регулирующий живую природу, к человеческому обществу. Общество может быть устойчивым, только сохраняя разнообразие и определенные соотношения "ноевой" и "саранчовой" касты. По его ценологической теории, 10 самых богатых в стране должны быть богаче 10 самых бедных в 10 раз. Соотношение 1: 10 это устойчивость общества, что доказано кривой Лоренца (график неравномерности распределения). В России эти рамки трагически нарушены: олигархи богаче рядовых граждан, тех же бюджетников, в сотни раз! Поэтому в нашей стране разрушается экономика и социум. В Швеции противоположная проблема, там разрыв между богатыми и бедными больше всего в 6 раз. Любое государство в целях собственной безопасности обязано соблюдать данную кривую. Здесь нет идеологии или мистики. Голые законы математики. Дотошные англичане тоже проверили эту формулу "лабораторно", создав справедливое общество одинаково материально обеспеченных людей. Но оно существовало недолго. Через некоторое время и в нем воцарилась кривая Лоренца: хотя имена счастливчиков отчасти поменялись, их все же осталось не более 10%. Объективные законы вселенной, действующие в обществе, полезно знать и тем, кто зовет назад, в социализм, и политическим партиям, которые ратуют за социальную справедливость, экспроприацию и перераспределение.
Новгородских богачей, в целом, нельзя обвинить в черствости. Несколько лет назад выпускникам детского дома даже были куплены 10 квартир заводом "Стекловолокно". Без помощи меценатов власть просто не справилась бы с социальными бедами. Только в этом году образовательным учреждениям оказано шефской помощи на сумму 6, 036 млн. руб. Медицинским на 1, 43 млн. руб.
Среди предприятий лидеров: ООО "Дирол Кэдбери" 1 023 тыс. руб.
Новгородское отделение N8629 Сбербанка России 647 тыс. руб.
ООО "Новгороднефтепродукт" 620 тыс. руб. ОАО "УКБ "Новобанк" 604 тыс. руб.
ОАО "Акрон" 550 тыс. руб.
Однако, даже те, кто жертвует, часто сомневаются в эффективности своих вложений. Иногда они не знают, куда направить деньги из своей десятины. Дмитрий Седельников, руководитель ООО "Центр Аудита", кстати, имеющий медаль Международного благотворительного фонда "Меценат столетия", не раз говорил об этом чиновникам, а также на различных мероприятиях представителей малого бизнеса. Его фирма в год на благотворительные цели тратит более 1 млн. руб., помогая школам, больницам, детским приютам и т.д. С 2002 г. "Центр Аудита" неизменный победитель в номинации "Бизнес-благотворительность" конкурса "Предприниматель года", учрежденного областной администрацией. Седельников призывает власть и бизнес создать единую базу нуждающихся, эффективную схему управления потоками благотворительных средств, обеспечив их полную прозрачность.
На заседании рабочей группы оргкомитета "Рождественский подарок", говорилось, что, несмотря на 15-летие традиции, интерактивных звонков стоимостью 10 руб., с каждым годом становится меньше. Видимо, простые люди тоже не доверяют чиновникам и различным фондам. Громкие разоблачения коррупции в федеральных ведомствах, только усугубляют недоверие. Многие бизнесмены обращаются в комитет по социальной защите, узнать адрес беды, чтобы помочь семье или конкретному человеку лично, а не переводить деньги на счета.
Увы, чиновники пишут свои законы и не способствуют в распространении законов христианских, которые, вопреки всему пробиваются в нашем обществе. Только когда они возобладают, тогда благотворительность сможет претендовать на общероссийский, а может быть, и международный праздник, объединяющий богатых и бедных.
Общество может быть устойчивым, только сохраняя разнообразие и определенные соотношения "ноевой" и "саранчовой" касты. По его ценологической теории, 10 самых богатых в стране должны быть богаче 10 самых бедных в 10 раз.
Великий Новгород
Источник: Торговая газета