С мечтой об объединении
Папа Римский Бенедикт XI, прибывший в Стамбул, посетил литургию в патриаршем соборе Св. Георгия. Папа Бенедикт вошел в собор после окончания заутрени и до начала литургии. Папа и Патриарх Варфоломей обменялись поцелуем мира, приветствовали друг друга речами. В приветствии Вселенский Патриарх назвал "благословением мира" визит Папы на день святого апостола Андрея и сказал, что скорбит о том, что "две Церкви еще не соединены". Патриарх говорил о необходимости единства в вере и молитве, выразил раскаяние, что христиане своими разделениями разрывают "нешвенный хитон Христа" (Ин. 19, 23). Патриарх во многих словах сожалел о том, что обе Римская и Константинопольская Церкви до сих пор не могут совершить святые таинства вместе и молиться в один день. Литургия наша, сказал Патриарх, учит расширять горизонты и границы, мы проповедуем язык любви и общения, и должно сходиться в любви друг другу, поверх всех разделений. Вселенная есть одна "космическая литургия", вспомнил Патриарх слова преподобного Максима Исповедника, и такая литургия, добавил Патриарх, никогда не устареет. В ответной речи Папа Бенедикт назвал "соблазном" разделения христиан и выразил пожелание полноты, которой требуют обе Церкви для того, чтобы объединиться и совершать общую литургию.
По заветам святого Модеста
Восемь десятков домашних животных получили предновогоднее благословение священника Алекса Четсаса, настоятеля православной церкви Константинопольского патриархата в Талахасси, столице штата Флорида. Среди животных, которых священник окропил святой водой, преобладали собаки и кошки, но был и один кролик, сообщает газета "Талахасси демократ". Одной из целей церемонии, которая происходила при участии местного центра по защите животных, было нахождение любящих хозяев для бездомных животных. Отец Алекс объясняет свою необычную для Православной церкви практику ссылкой на святого Модеста, архиепископа Иерусалимского, жившего в VII веке (его память отмечается в Русской православной церкви 31 декабря). В России крестьяне также молились святому Модесту о защите коров от падежа, основываясь на сказании в "Прологе" (книга с историями из жизни святых), где говорится, что, когда у одного из жителей Иерусалима погибли животные из-за змеиного яда, попавшего в источник для водопоя, святой Модест "скоты воскреси и змия умертви". Иконы Модеста, где он изображался со скотом, были популярны на Русском Севере, но по указу Синода изымались как неканоничные.
Путь его жизни
Накануне Нового года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялась конференция "Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского). К 60-летию со дня кончины". Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился к участникам конференции с посланием, в котором, в частности, подчеркнул, что ныне возобновляется единство Церкви в Отечестве с ее чадами в рассеянии, общение с которыми было прервано вследствие революции и Гражданской войны. "Исследование исторического пути русского зарубежья и жизни его церковных деятелей помогает всем нам в этом деле собирания Русской церкви, помогает преодолеть противоречия, порожденные историей XX века", говорится в послании Предстоятеля Русской православной церкви. В слове на открытии конференции митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил, что облик митрополита Евлогия предстает перед нами прежде всего как облик пастыря, пекущегося о вверенных ему чадах. Примерами такой заботы является его деятельность как до революции педагогическая и архипастырская, так и в эмиграции, где он фактически "с нуля" строил церковную жизнь в Западной Европе, когда ему было доверено попечение о пастве Русской церкви, оказавшейся здесь вследствие Гражданской войны в Отечестве. Доклады, освещающие деятельность митрополита Евлогия до революции, представили профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин ("Архипастырская деятельность митрополита Евлогия до 1917 года") и профессор Санкт-Петербургского университета С.Л.Фирсов ("Митрополит Евлогий как депутат Государственной думы. К характеристике политической деятельности"). Протоиерей Владислав Цыпин, в частности, показал, что архипастырская забота митрополита Евлогия о вверенной ему пастве стала одним из важных факторов мирного сосуществования представителей различных религий и конфессий в тех окраинных областях Российской империи, где ему привелось нести свое служение. Также с докладами, посвященными церковно-общественным аспектам наследия митрополита Евлогия, выступили представитель Русской православной церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) ("Митрополит Евлогий и общественно-религиозная дискуссия в Европе первой половины XX века") и профессор Свято-Сергиевского института в Париже Д.М.Шаховской ("Митрополит Евлогий и русское самосознание"). Д.Шаховской подчеркнул, что основной чертой поколения митрополита Евлогия была любовь к России и вера в нее. К примеру, именно как оплот русского православия и русской богословской мысли задумывался Сергиевский институт. Несколько докладов на конференции было также посвящено знаменитой книге владыки Евлогия "Путь моей жизни".
18.01.2007
Источник: Культура