В этом году в ряде регионов страны в школьные программы введен курс основ православной культуры, изучение которого школьниками не сопровождается совершением религиозных обрядов. Представители различных конфессий заняли различные позиции по этому вопросу. Некоторые предлагают ввести в школьную программу не основы православной культуры, а обзорный курс истории мировой религии.
"Парламентское обозрение" предложило членам Совета Федерации высказаться по проблеме.
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ЯВЛЯЕТСЯ ИСКОННОЙ ДЛЯ ВСЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
Сергей Щеблыгин, председатель подкомитета по общественным объединениям и религиозным организациям Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в Совете Федерации от Орловского областного Совета народных депутатов:
– Я поддерживаю эту инициативу, главное, чтобы курс оставался в руках профессиональных педагогов и был культурологическим по сути. Здесь важно понять, что Белгородская область, например, ввела на своем региональном уровне в школьную программу уроки основ православной культуры в связи с тем, что эта культура для Белгородской области, как, впрочем, и для всей Центральной России является исконной и основной. Думаю, что для Поволжья этот вопрос будет решаться уже по-другому. Как, например, в Нижегородской области, где местные власти решили, что в связи с особой конфессиональной структурой населения региона им необходимо вводить курс основ мировых религий. Я думаю, что такое мнение мы должны принимать и уважать. Главное, чтобы никто не увидел в этом нарушения конституционного права человека на свободу совести.
НУЖНО УВАЖАТЬ ПРАВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ
Светлана Орлова, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от Совета народных депутатов Кемеровской области:
– При всей своей многоконфессиональности Россия – страна православная. Основы православия необходимы для нашего подрастающего русского поколения, но вместе с тем не нужно забывать, что в любом классе есть представители и других конфессий. Я ничего страшного не вижу в том, что в той же Белгородской области на муниципальном уровне решили для школ ввести предмет истории православной культуры. Давайте уважать и такую точку зрения.
РАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ЛЮБОМУ КРИТЕРИЮ НЕ ИДЕТ НА ПОЛЬЗУ ОБЩЕСТВУ
Виктор Шудегов, председатель Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в Совете Федерации от Правительства Удмуртской Республики:
– В нашей стране церковь отделена от государства, поэтому занятия, касающиеся религии, не должны проводиться в государственных учреждениях. В стране, где одна религия является господствующей, введение такого предмета не вызвало бы никаких нареканий, но у нас все-таки многоконфессиональное государство. В связи с этим возникнет необходимость делить классы в школах по религиозному признаку, а любое разделение детей, по какому бы то ни было критерию вызовет социальное напряжение. Поэтому, такие занятия должны проводиться на добровольной основе.
Можно попробовать ввести предмет основ православной культуры в качестве эксперимента. Если это вызовет серьезные эксцессы, тогда стоит подумать еще раз.
КАЖДЫЙ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ОСНОВЫ ВСЕХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
Исса Костоев, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. представитель в Совете Федерации от Правительства Республики Ингушетия:
– Я бы назвал такой предмет "Основы религий", ведь цивилизованный человек должен знать основы всех мировых конфессий. Любая религия несет обществу добро, теплоту и любовь к ближнему. Я не знаю религии, которая призывала бы к насилию, кровопролитию и злобе. Если бы мой ребенок учился в такой школе, я бы ему сказал: "Изучай христианскую культуру и религию – это надо знать, но дома я буду объяснять тебе все о мусульманской религии, ходить с тобой в мечеть, так как ты родился мусульманином!" А он уже должен выбрать сам, ведь это право каждого человека – выбирать свою религию, и у нас в Конституции страны это право прописано.
Думаю, что если христианские дети будут изучать мусульманскую религию в рамках культурологического курса, то это только сблизит людей. Они увидят, что в исламе нет призывов взрывать и убивать.
НАШЕЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ ХВАТАЕТ ШИРОТЫ ПОДХОДА
Рафгат Алтынбаев, председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от администрации Рязанской области:
– Я всегда был сторонником введения в школе предмета "История народов России", в рамках которого можно изучать и религии разных народов. Такой предмет никоим образом не задевает ничьих религиозных чувств. По моему мнению, все проблемы, связанные с межнациональными отношениями, зависят от незнания основ культуры других народов. Незнание всегда вызывает какую-то настороженность. Чем меньше мы знаем, тем больше вероятности, что плохое зерно, упавшее на такую почву, взойдет и разрастется.
В Советском Союзе мы изучали каждую союзную республику, особенности культуры всех наций. Нашей современной системе образования не хватает именно многостороннего подхода. Однобокость только мешает, ведь если у человека работает только правая рука, то левая может отсохнуть. Идея введения в одностороннем порядке изучения основ только православной культуры и религии, на мой взгляд, неправильная.
№20-21 2006
Источник: Парламентское обозрение