Сегодня мода на вертепы идет параллельно интересу к христианской культуре и тяге людей к народному лубочному творчеству, которое в нас глубоко живет. Со словом "вертеп" мы встречаемся в старинных псалмах, где под ним подразумевается уединенная пещера на склоне дикой горы. В христианском предании это место близ Вифлеема, где родился Спаситель Христос. В России вертепы появились в 17-18 веках в церковной среде. И первыми в дни Святок по домам с вертепами ходили семинаристы. На протяжении веков вертепы то отрывались от традиционной основы, то вновь возвращались к ней, однако бережно сохранили свою театральную природу. Короче говоря, вертеп это переносная сцена, напоминающая пещеру, где представление разыгрывают куклы.
Самое примечательное, что в Гатчине тоже есть вертеп. И принадлежит он семье профессиональных художников, преподавателей Детской художественной школы Вадиму Георгиевичу и Антонине Ивановне Киновичам, которые в свое время окончили кафедру театра кукол Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
Свой первый вертеп они смастерили в 1987 году, вскоре после окончания института, в г. Ужгороде, куда приехали по распределению. Профессиональные кукольники делали вертеп как забаву для себя и маленького сына Пети, а кроме того, для показа друзьям. Представления обычно разыгрывали по случаю рождественских праздников. В первом акте шел религиозный сюжет, во втором колядки. Уже тогда в основу сценария были положены старинные украинские тексты, которые им удалось раздобыть в Киевской публичной библиотеке. Музыкальное сопровождение на скрипке и флейте осуществлял сам Вадим Георгиевич. Позже этот вертеп приобрел у них московский музей кукольных театров при Министерстве культуры.
Второй вертеп, высотой более 2-х метров, В. Г. Кинович изготовил в 1993 году уже в Гатчине, и он служит до сих пор. Первыми актерами рождественских представлений, как водится, была вся семья: сын Петя играл Ангелов, Вадим Георгиевич мужские, а Антонина Ивановна женские роли. На праздник Рождества Христова приходили помогать несколько церковных певчих, либо из Павловского, либо из Покровского соборов. В период Святок вертеп оживал не только дома, но и бывал в Детской художественной школе, Железнодорожной больнице, трапезной Павловского собора. Для этого огромное сооружение собственными усилиями перевозили по Гатчине на тележке. После таких переездов вертеп приходилось немного реставрировать. Антонина Ивановна подмазывала и подкрашивала появившиеся царапины, заменяла колокольчики на колокольне. Шли годы. И если в начале сын Петя играл, в основном, Ангелов, то позже, когда у него прорезался бас, он стал исполнять роли Пастухов и Волхвов.
Что же за представление разыгрывалось на вертепных подмостках? Но сначала несколько слов скажем о его устройстве. Куклы в вертепе закреплены на проволоке и передвигаются на двух этажах по специальным прорезям, то есть они "ходят" по заданным прямым линиям. Хотя действующих лиц в рождественском вертепном действе около двух десятков: Ангелы, Волхвы, Пастухи, Звонарь, Иосиф, Мария с младенцем, Ягненок, Ослик, Воины, Ирод, Рахиль с младенцем и другие, управляют передвижением кукол и говорят за них только три человека больше в вертепе не помещается. Освещают все действие, как в старину, свечами, а длится оно полчаса.
Начинается действо на верхнем этаже вертепа с появления Звезды. Пастухи и Волхвы, ведомые ею, идут к пещере, где встречают
Ангелов и поклоняются Богомладенцу Христу. Ангелы говорят пришельцам, чтобы они возвращались другим путем и вместе с ними пещеру покидают Иосиф и Мария с младенцем. После этого действие переносится на первый этаж вертепа, где правит царь Ирод. Ирод отдает приказ убить вифлеемских младенцев от двух лет и ниже, но Рахиль сопротивляется Воинам и не отдает свое дитя. В конце концов за ними приходит Ангел. Вслед за этим в царстве Ирода разыгрываются самые "страшные" эпизоды действа.
Музыкальный фон действия создают не только звуки скрипки и флейты, но и пение хора, мелодии которого взяты из старинных украинских вертепных песнопений 18 века. Кроме того, это лубочное представление сопровождается спецэффектами, в том числе, зрители видят "геенский огонь". Когда все отрицательные герои побеждены и наказаны, начинается веселье, сопровождаемое пением колядок.
На Святках этого года вертепный театр В. Г. и А. И. Киновичей выступал перед детьми в трапезной Покровского собора Гатчины и в приходе храма апостолов Петра и Павла на ст. Карташевская. Представление разыгрывали учащиеся иконописной группы Детской художественной школы Даша и Ира Кандыба и Женя Клепиков, а сопровождали пением прихожанки церкви из Карташевской Полина и Женя Стахановы. Как обычно, перед началом выступления В. Г. Кинович рассказал детям рождественскую историю и объяснил устройство вертепа.
В январе 2005 года в Гатчине впервые побывал вертепный театр из Санкт-Петербурга, выступивший в Приоратском дворце со спектаклем оперой "Комедия о Рождестве на голосах". Узнав, что в городе тоже есть вертепный театр, питерцы побывали в Детской художественной школе.
20.01.2007
Источник: Гатчинская правда