Между новым Новым годом и старым Новым годом марийские язычники отметили наступление правильного, на их взгляд, Нового года: он у них начался 6 января. Что ж, шестого так шестого. Никто их за это не осудит. Но при этом в последние дни декабря осудили жреца Виталия Танакова, чем заметно омрачили язычникам новогодний праздник Шорыкйол. Правда, йошкар-олинский городской суд вынес жрецу почти символический приговор 120 часов обязательных работ. А прокурор между тем требовал отправить его на два года в колонию.
Если во время встречи Нового года марийские язычники ритуально дергали за ноги овец (так положено делать, чтобы был большой приплод), то органы правопорядка в случае со жрецом тянули кота за хвост. Обыски, допросы, привлечение экспертов, гласное наблюдение за подозреваемым с записью на видеокамеру Sony судебное разбирательство... Восемь месяцев ушло на то, чтобы определить, содержит ли самодельная брошюра Танакова "Онаен ойла" ("Жрец говорит") "негативные установки в отношении всех этнических групп, за исключением марийцев". Именно в этом, в противопоставлении жрецом Танаковым языческой религии другим конфессиям и разжигании на этой почве неприязни между народами, и заключалась суть выдвинутого против него обвинения.
Сразу скажем, что народы мира этой отпечатанной на принтере брошюры просто не заметили. А отдельных жителей Марийской Республики, которым довелось с мыслями Танакова ознакомиться, вызвали куда надо, допросили, и сразу выяснилось, что они эти взгляды не разделяют. Не слишком опасаясь за душевное равновесие читателей "Новой", приведем коренные высказывания из брошюры. В самом деле, что же такого наговорил жрец?
"Человечество теряет смысл жизни, нравственные ориентиры, внятную цель существования, пишет Виталий Танаков и с уверенностью предполагает: Пришло время сказать свое слово марийскому народу". Откуда у него такая уверенность? А еще древние марийские жрецы указывали: "Наступит время, когда все народы придут к Богу через марийскую веру..".
Ну, допустим, придут. Или по уважительной причине не придут. В колонию-то жреца за что? Ведь он, как умеет, объясняет грядущий выбор народов: "В отличие от религиозных культов, базирующихся на мифах, марийское религиозное сознание держится на знании...". Что же это за знание? Тут все просто: "на знании, что все берет начало от Юмо-Бога". Ни с кем не споря, уточним лишь, что Юмо-Бог у марийских язычников всеобъемлющий источник энергии.
Итак, у человека есть убеждение, что "марийцам уготовлено быть народом, ведущим всю мировую цивилизацию в справедливое будущее". Должен ли он это убеждение держать при себе или вправе им поделиться? Ну если не со всем цивилизованным миром, то хотя бы со своими соплеменниками и единоверцами. А Виталий Танаков как раз с ними, с земляками, и делился. К примеру, в одном из дворцов культуры Йошкар-Олы собрались люди, увлекающиеся марийской песней. И жрец воспользовался моментом...
Нет, тут нельзя убедительно описать случившееся своими словами. Процитируем-ка один из документов уголовного дела. Всего одно предложение из 67 слов: "Танаков В.Д., реализуя задуманное, действуя умышленно, с целью возбуждения ненависти и вражды, а также унижения достоинства группы лиц по признакам национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, публично распространил среди присутствующих на вечере лиц ранее подготовленное им печатное издание указанную выше брошюру "Онаен ойла" ("Жрец говорит"), фактически представляющую собой выступление в пользу национальной и религиозной ненависти, являющуюся подстрекательством к дискриминации и вражде". Как видите, налицо разоблачение и оглашение скрытых замыслов. Получается: что у язычника на уме, то у прокурора на языке.
Обратите внимание: Виталию Танакову вменили унижение достоинства неких лиц не только по признакам национальности и отношения к религии, а еще и "принадлежности к какой-либо социальной группе". Дело в том, что, формулируя свои мысли, жрец не ограничился одними лишь вопросами религии. Он затронул в брошюре еще и политику с экономикой. Слегка коснулся всей Федерации: "Россия уже стоит у критической черты, за которой распад и исчезновение государства. Российская экономика ориентирована только на экспорт за рубеж сырья...". Дал оценку республиканскому бюджету и высказал мнение, что если бы Марий Эл свободно распоряжалась своей продукцией, то только за счет древесины и льна имела бы ежегодно, как Австралия, по 11 тысяч долларов на душу населения.
Насчет Австралии Танаков прав: там таких денег нет в кармане только у кенгуру. По каким-то другим вопросам ему, наверное, могли бы возражать. Но где? В печати? Так нет в Марийской Республике таких газет, в которых можно было бы свободно обсуждать вопросы местной экономики, национальной политики или, скажем, деяния здешних чиновников. А им-то в брошюре жреца досталось больше всего: не только министрам, но и первому президенту республики Владиславу Зотину Полагая, что только мариец может быть по-настоящему заинтересован в развитии местного бизнеса, Танаков пишет: "В.М. Зотин и вся его камарилья методично уничтожали марийское национальное движение, откуда могли вырасти будущие руководители, бизнесмены и политики. Прогнозы оправдались: заводы не работают, московские братки скупили предприятия, и сейчас готовится распродажа земли".
Казалось бы, кто не согласен, пусть возражает. Но в отсутствие свободной прессы вести острые дискуссии негде, и возражать оппоненту удобнее всего в обвинительном заключении. Кстати, жрец Танаков считает, что подобные возражения будут учащаться. Приводя в брошюре примеры преследования активистов национального движения, журналистов и просто граждан, пытающихся, как ему видится, найти правду, он отмечает: "Приближается 2007 год. Этот год равносилен биоритму 1935 37-х годов. Репрессии уже начались".
Не будем, однако, раздувать, сгущать и преувеличивать. Как в 1937 году поступали со жрецами и прочими служителями культа, всем известно. А что там сегодня в религиозном плане проповедует священнослужитель это властям, как говорится, по барабану (или, в случае со жрецами, по бубну). Лишь бы он не лез в политику и не касался бы наряду с вечными ценностями таких святынь, как бюджет, доход или подбор руководящих кадров. А Виталий Танаков не только жрец, но и давнишний активист марийского национального движения "Мари Ушем", которое находилось в оппозиции к местной власти и заметно ей досаждало.
Достаточно вспомнить письмо марийских националов президенту родственной (по финноугорской линии) Финляндии, где они жаловались на тяжелую жизнь и, ссылаясь на информационную блокаду, просили Тарью Халонен "проинформировать В.В. Путина о реальной социально-экономической и политической ситуации в Марий Эл". Дошла ли та информация до президента России, неизвестно, но "Мари Ушем" недавно закрыли по судебному решению. Почту, правда, еще не закрыли, так что письма с жалобами можно продолжать писать.
Можно пока писать и в региональную организацию "Человек и закон", куда и обратился жрец Танаков за юридической помощью. Правозащитники провели свою проверку и пришли к выводу, что Танаков не вышел за рамки прав и свобод, гарантированных ему Конституцией РФ. А государство, наоборот, чрезмерно вмешалось в дела религии и фактически наложило вето на исповедание религиозных взглядов. Умелая защита в суде дала результат: приговор оказался мягким. Но и его адвокаты Танакова намерены оспаривать.
А что если приговор городского суда все-таки вступит в законную силу? Іде жрец должен будет отработать эти 120 часов? Неужели его заставят читать молитвы 77 языческим богам пять дополнительных суток? Нет, с местом отработки проблем не возникнет. Дело в том, что у марийцев, едва ли не последних язычников в Европе, нет профессиональных священнослужителей. Жрецами, не оставляя основную профессию, тут становятся трактористы, ветеринары, строители... Нет и духовных учебных заведений: жрецы учатся друг у друга и толкуют религиозное учение каждый по-своему. Вот и 50-летний жрец Виталий Танаков в языческую веру вникал с помощью старшего наставника из Кировской области. А чем он зарабатывает на жизнь? Окончив в свое время совхоз-техникум, работает Виталий Дмитриевич электромонтером в "Водоканале". Можно сказать, и швец, и жрец...
Йошкар-Ола
У жреца есть убеждение: "Марийцам суждено вести всю цивилизацию в справедливое будущее". Это утверждение оспорено в судебном порядке
22.01.2007
Источник: Новая газета