ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Придержали язычника

Марийский жрец приговорен к 120 часам

Борис Бронштейн :: 22 января 2007

Между новым Новым годом и старым Новым годом марийские язычники отметили наступление правильного, на их взгляд, Нового года: он у них начался 6 января. Что ж, шестого так шестого. Никто их за это не осудит. Но при этом в последние дни декабря осудили жреца Виталия Танакова, чем заметно омрачили язычникам новогодний праздник Шорыкйол. Правда, йошкар-олинский городской суд вынес жрецу почти символический приговор – 120 часов обязательных работ. А прокурор между тем требовал отправить его на два года в колонию.

Если во время встречи Нового года марийские язычники ритуально дергали за ноги овец (так положено делать, чтобы был большой приплод), то органы правопорядка в случае со жрецом тянули кота за хвост. Обыски, допросы, привлечение экспертов, гласное наблюдение за подозреваемым с записью на видеокамеру Sony судебное разбирательство... Восемь месяцев ушло на то, чтобы определить, содержит ли самодельная брошюра Танакова "Онаен ойла" ("Жрец говорит") "негативные установки в отношении всех этнических групп, за исключением марийцев". Именно в этом, в противопоставлении жрецом Танаковым языческой религии другим конфессиям и разжигании на этой почве неприязни между народами, и заключалась суть выдвинутого против него обвинения.

Сразу скажем, что народы мира этой отпечатанной на принтере брошюры просто не заметили. А отдельных жителей Марийской Республики, которым довелось с мыслями Танакова ознакомиться, вызвали куда надо, допросили, и сразу выяснилось, что они эти взгляды не разделяют. Не слишком опасаясь за душевное равновесие читателей "Новой", приведем коренные высказывания из брошюры. В самом деле, что же такого наговорил жрец?

"Человечество теряет смысл жизни, нравственные ориентиры, внятную цель существования, – пишет Виталий Танаков и с уверенностью предполагает: – Пришло время сказать свое слово марийскому народу". Откуда у него такая уверенность? А еще древние марийские жрецы указывали: "Наступит время, когда все народы придут к Богу через марийскую веру..".

Ну, допустим, придут. Или по уважительной причине не придут. В колонию-то жреца за что? Ведь он, как умеет, объясняет грядущий выбор народов: "В отличие от религиозных культов, базирующихся на мифах, марийское религиозное сознание держится на знании...". Что же это за знание? Тут все просто: "на знании, что все берет начало от Юмо-Бога". Ни с кем не споря, уточним лишь, что Юмо-Бог у марийских язычников – всеобъемлющий источник энергии.

Итак, у человека есть убеждение, что "марийцам уготовлено быть народом, ведущим всю мировую цивилизацию в справедливое будущее". Должен ли он это убеждение держать при себе или вправе им поделиться? Ну если не со всем цивилизованным миром, то хотя бы со своими соплеменниками и единоверцами. А Виталий Танаков как раз с ними, с земляками, и делился. К примеру, в одном из дворцов культуры Йошкар-Олы собрались люди, увлекающиеся марийской песней. И жрец воспользовался моментом...

Нет, тут нельзя убедительно описать случившееся своими словами. Процитируем-ка один из документов уголовного дела. Всего одно предложение из 67 слов: "Танаков В.Д., реализуя задуманное, действуя умышленно, с целью возбуждения ненависти и вражды, а также унижения достоинства группы лиц по признакам национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, публично распространил среди присутствующих на вечере лиц ранее подготовленное им печатное издание – указанную выше брошюру "Онаен ойла" ("Жрец говорит"), фактически представляющую собой выступление в пользу национальной и религиозной ненависти, являющуюся подстрекательством к дискриминации и вражде". Как видите, налицо разоблачение и оглашение скрытых замыслов. Получается: что у язычника на уме, то у прокурора на языке.

Обратите внимание: Виталию Танакову вменили унижение достоинства неких лиц не только по признакам национальности и отношения к религии, а еще и "принадлежности к какой-либо социальной группе". Дело в том, что, формулируя свои мысли, жрец не ограничился одними лишь вопросами религии. Он затронул в брошюре еще и политику с экономикой. Слегка коснулся всей Федерации: "Россия уже стоит у критической черты, за которой распад и исчезновение государства. Российская экономика ориентирована только на экспорт за рубеж сырья...". Дал оценку республиканскому бюджету и высказал мнение, что если бы Марий Эл свободно распоряжалась своей продукцией, то только за счет древесины и льна имела бы ежегодно, как Австралия, по 11 тысяч долларов на душу населения.

Насчет Австралии Танаков прав: там таких денег нет в кармане только у кенгуру. По каким-то другим вопросам ему, наверное, могли бы возражать. Но где? В печати? Так нет в Марийской Республике таких газет, в которых можно было бы свободно обсуждать вопросы местной экономики, национальной политики или, скажем, деяния здешних чиновников. А им-то в брошюре жреца досталось больше всего: не только министрам, но и первому президенту республики Владиславу Зотину Полагая, что только мариец может быть по-настоящему заинтересован в развитии местного бизнеса, Танаков пишет: "В.М. Зотин и вся его камарилья методично уничтожали марийское национальное движение, откуда могли вырасти будущие руководители, бизнесмены и политики. Прогнозы оправдались: заводы не работают, московские братки скупили предприятия, и сейчас готовится распродажа земли".

Казалось бы, кто не согласен, пусть возражает. Но в отсутствие свободной прессы вести острые дискуссии негде, и возражать оппоненту удобнее всего в обвинительном заключении. Кстати, жрец Танаков считает, что подобные возражения будут учащаться. Приводя в брошюре примеры преследования активистов национального движения, журналистов и просто граждан, пытающихся, как ему видится, найти правду, он отмечает: "Приближается 2007 год. Этот год равносилен биоритму 1935 – 37-х годов. Репрессии уже начались".

Не будем, однако, раздувать, сгущать и преувеличивать. Как в 1937 году поступали со жрецами и прочими служителями культа, всем известно. А что там сегодня в религиозном плане проповедует священнослужитель – это властям, как говорится, по барабану (или, в случае со жрецами, – по бубну). Лишь бы он не лез в политику и не касался бы наряду с вечными ценностями таких святынь, как бюджет, доход или подбор руководящих кадров. А Виталий Танаков – не только жрец, но и давнишний активист марийского национального движения "Мари Ушем", которое находилось в оппозиции к местной власти и заметно ей досаждало.

Достаточно вспомнить письмо марийских националов президенту родственной (по финноугорской линии) Финляндии, где они жаловались на тяжелую жизнь и, ссылаясь на информационную блокаду, просили Тарью Халонен "проинформировать В.В. Путина о реальной социально-экономической и политической ситуации в Марий Эл". Дошла ли та информация до президента России, неизвестно, но "Мари Ушем" недавно закрыли по судебному решению. Почту, правда, еще не закрыли, так что письма с жалобами можно продолжать писать.

Можно пока писать и в региональную организацию "Человек и закон", куда и обратился жрец Танаков за юридической помощью. Правозащитники провели свою проверку и пришли к выводу, что Танаков не вышел за рамки прав и свобод, гарантированных ему Конституцией РФ. А государство, наоборот, чрезмерно вмешалось в дела религии и фактически наложило вето на исповедание религиозных взглядов. Умелая защита в суде дала результат: приговор оказался мягким. Но и его адвокаты Танакова намерены оспаривать.

А что если приговор городского суда все-таки вступит в законную силу? Іде жрец должен будет отработать эти 120 часов? Неужели его заставят читать молитвы 77 языческим богам пять дополнительных суток? Нет, с местом отработки проблем не возникнет. Дело в том, что у марийцев, едва ли не последних язычников в Европе, нет профессиональных священнослужителей. Жрецами, не оставляя основную профессию, тут становятся трактористы, ветеринары, строители... Нет и духовных учебных заведений: жрецы учатся друг у друга и толкуют религиозное учение каждый по-своему. Вот и 50-летний жрец Виталий Танаков в языческую веру вникал с помощью старшего наставника из Кировской области. А чем он зарабатывает на жизнь? Окончив в свое время совхоз-техникум, работает Виталий Дмитриевич электромонтером в "Водоканале". Можно сказать, и швец, и жрец...

Йошкар-Ола


У жреца есть убеждение: "Марийцам суждено вести всю цивилизацию в справедливое будущее". Это утверждение оспорено в судебном порядке

22.01.2007

Источник: Новая газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама